|
Отражение темы дружбы в лирике А.С. Пушкина (ЕГЭ по литературе)Пушкин как поэт формировался в эпоху подъёма общественного самосознания после победы в Отечественной войне 1812 г. и перед восстанием декабристов 1825 г. Как следствие, поэзия А. С. Пушкина отличается жизнеутверждающим, оптимистическим пафосом. Особенно сильно и ярко эти настроения проявляются в стихотворениях, посвященных теме дружбы — в этом их своеобразие. Среди лирических произведений поэта данного тематического направления можно выделить основные мотивы: воспоминания о лицейских друзьях, основанная на идеалах свободы дружба с декабристами, а также разделение боли и страданий с друзьями, находящимися в ссылках. А. С. Пушкин во многих своих произведениях, сохраняя верность лицейскому братству, обращается к воспоминаниям о том периоде своей жизни. Его дружеское послание «19 октября», названное в честь даты открытия Лицея, раскрывает данный мотив наиболее полно. Пушкин находился в ссылке, когда писал данное стихотворение, поэтому в нем прослеживается его тоска по старым друзьям: «Печален я: со мною друга нет, с кем долгую запил бы я разлуку…». Множество риторических вопросов, задаваемых автором, говорит о том, что он волнуется о них и хранит в памяти каждого: «Кто не пришел? Кого меж вами нет?». Поэт пишет: «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – неколебим, спокоен и беспечен…» — благодаря красочным эпитетам передается восторженность лирического героя, его преданность друзьям. Хорошо проявляется то, как значима в жизни Александра Сергеевича дружба; «Троих из вас, друзей моей души, Здесь обнял я». Мотив оптимизма, свойственный классику, невозможно не заметить: он, обращаясь к лицейским друзьям, призывает их помнить и сохранять «союз», предвкушает встречу с ними, восхищается Лицеем очень эмоционально и с большой художественной выразительностью. Пушкин осознает, что этот «круг час от часу редеет», но хранит в своем сердце память о тех временах, когда он вместе с друзьями начинал свой творческий путь. Таково воплощение темы лицейской дружбы в лирике А. С. Пушкина. Не раз в своих произведениях поэт обращался и к декабристам. Идеалы свободы, «вольности святой» объединяли его с ними. Так, стихотворение «К Чаадаеву» — одно из самых ярких, раскрывающих данный мотив. В нём он обращается к П. Чаадаеву, послание носит жизнеутверждающий пафос. Отчетливо прослеживается призыв Пушкина к другу не отрекаться от России, казалось бы, идущей против таких как они, искренних и свободных, а провозглашать в ней и дальше свои идеи и высказывать свою позицию: «Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья». Автор, для придания особой выразительности посланию, использует метафоры: «минута вольности святой», «души прекрасные порывы», обозначающие самое ценное для него и его друзей — свободу — и возвышая её значение. Он пишет не только о себе, а в множественном числе — «мы»: «Мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой», тем самым передает общность его идеалов с декабристами и их сплоченность. Для Пушкина ценна эта дружба, взаимная поддержка, Чаадаева он называет «другом» и «товарищем». «Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена!» — так завершает своё стихотворение поэт, утверждая положительный исход его деятельности с товарищами. Мотив дружбы с декабристами на основе общности идеалов свободы в поэзии Пушкина является одним из любимых у поэта, в стихотворениях на эту тему автор, как верный друг, преданный своим друзьям, воодушевляет своим оптимизмом и призывает к борьбе за свободу. Наконец, ещё одно тематическое направление лирики А. С. Пушкина о друзьях — разделение жизненных трудностей и проблем с декабристами. В отличие от принадлежащих предыдущим темам, стихотворения, относящиеся к нему, не имеют столь выраженного оптимистического пафоса и восторженности. Целью поэта при их написании было не провозглашение ценностей декабризма, а моральная поддержка друзей. Характеризует данный мотив стихотворение «Во глубине сибирских руд…». В нём Пушкин обращается к друзьям, оказавшимся в ссылках и изгнании после поражения их восстания. Так, автор старается подержать их в трудную минуту: «…Храните гордое терпенье, не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье», донести «свободный глас» и призывает их надеяться на лучшее. Тюрьму и нахождение в ссылке он описывает такими словами, как «темница», «оковы тяжкие», «мрачное подземелье», «каторжные норы» и другими, придающими выразительность и передающими всю тяжесть положения его друзей-декабристов. Пушкин на протяжении всего стихотворения стремится воодушевить их, но не ярко эмоционально окрашенными предложениями, как в «К Чаадаеву», а серьёзными, и уверенными словами: «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут». Так, данный мотив в лирике А. С. Пушкина по-своему своеобразен — стихотворения, к нему относящиеся, серьезны, ведь автор разделяет страдания со своими друзьями и переживает за их судьбу. Подводя итог, можно сказать, что в творчестве Александра Сергеевича Пушкина тема дружбы имеет особе значение. Поэт вложил в них свои личные переживания, поэтому произведения данного направления особо выразительны и чувственны. Данный вид лирики Пушкина оказал большое влияние на дальнейшее развитие русской поэзии, принципы и традиции воплощения им мотивов дружбы были поддержаны Лермонтовым, Тютчевым, Фетом, Некрасовым, Ахматовой и другими выдающимися авторами. Обновлено: Опубликовал(а): Ульяна Огнева Внимание! Спасибо за внимание.
|
|