Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Быт и нравы города Калинова в драме А. Н. Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе)

В драме «Гроза», написанной в 1859 году А. Н. Островским, отображены основные особенности эпохи — развитие общественного самосознания и чувства народного протеста против несправедливой действительности накануне реформы 1861 года. Действие происходит в небольшом уездном городе Калинове. Автор создаёт образ провинциального города, развивая традиции Гоголя, сумевшего в своих произведениях «Мёртвые души» и «Ревизор» на примере одного города показать всю Россию, раскрыть сущность пороков, царящих во многих сферах жизни государства.

Именно поэтому город в «Грозе» является вымышленным, то есть универсальным — целью автора было передать существующие настроения во всём русском обществе середины 19 века перед крестьянской реформой. Но помимо этого, Островский передаёт и необходимость отмены крепостного права, поэтому Калинов выступает в пьесе и как конкретный пример города, где дошли до крайности как деспотизм купечества и мещанства, так и отчаяние молодежи, стремящейся к свободе и развитию, но страдающие от существующих устоев.

Раскрытие образа города и его роли в пьесе стоит начать с высказывания Добролюбова из его критической статьи о драме: «Гроза», как вы знаете, представляет нам идиллию «тёмного царства», которое мало-помалу освещает нам Островский своим талантом». Калинов — это и есть «тёмное царство», о котором говорит критик, поэтому для раскрытия его образа нужно понять, в чём заключается эта темнота.

Фактическую информацию о Калинове – месте действия пьесы — мы узнаем из реплик его жителей. Так, Кулигин восхищается видом на Волгу: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Новости, которые доносит жителям только одна Феклуша, имея интерес в том, чтобы привить жителям ценность порядков, существующих в Калинове: «У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив», и то, как все верят ее рассказам, показывают удаленность города и изолированность его от внешнего мира. Так, одной из характеристик Калинова как «тёмного царства» становится изоляция его и его жителей от внешнего мира. Н. А. Добролюбов писал: «…царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли может изменяться, как ему угодно, мир может начать новую жизнь на новых началах, — обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире».

Идейное содержание образа города состоит в том, что он является обобщенным художественным образом типичного провинциального российского города с его основными социальными группами: мещанами, купцами, чиновниками, крепостными, рабочими и дворянами. Поэтому характеристику образу Калинова нельзя дать без описания его жителей. Всех героев, проживающих в городе, можно условно разделить на тех, кто составляет «тёмное царство» — Кабаниху и Дикого, и тех, кто является его жертвами — Катерина, Тихон, Кулигин и другие.

Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой — реалистичные типы самодуров-деспотов. Реплики Кабанихи раскрывают её образ и характеризуются грубостью, просторечием, преобладанием повелительного тона: «Разговаривай ещё!». Она живет по Домострою и строго следит за сохранением порядков всеми вокруг, в том числе заставляя своего сына Тихона бить Катерину: «Если она тебя бояться не будет, то меня и подавно. Какой же порядок в доме будет-то?», а Катерину – кланяться своему мужу. Образ Дикого характеризуется отсутствием логики: «Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, — вот и все», преобладанием ценности денег, а речь его также полна грубых слов: «Дармоед! Пропади ты пропадом!» и искажения иностранных слов — «елистричество». Оба этих героя невежественны, необразованны, отрицают прогресс и изменения, но невольно признают их приближение, что вызывает у самодуров страх. Образы кабанихи и Дикого составляют основу «тёмного царства».

Эти герои не дают существовать в Калинове ничему положительному. Показывая это, Островский создает персонажей, которые не согласны с их идеологией, но не противостоят ей — Тихона, Варвару и других. Он показывает, что эти герои подавлены самодурами и не стремятся протестовать, а лишь приспособились к таким условиям. Тихон — сын Кабанихи — вынужден бить Катерину, которую искренне любит и жалеет: «Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на неё…», но он не готов к решительным действиям, несмотря на то, что осознает деспотичность своей матери. Дочь Кабановой, Варвара, приспособилась к жизни с матерью, настроена против её идеологии, но не показывает своего протеста, чтобы не злить мать, но не потому что боится её, а потому что не заинтересована в разговоре с Кабанихой и относится к ней с презрением. Так, эти герои, а так же Кудряш и Борис, помогают передать подавление воли, свободы людей самодурами, создавая трагичную, мрачную атмосферу «тёмного царства», где тяжело выжить доброму и честному человеку.

Кулигин играет особую роль в раскрытии сущности города Калинова. Важны его монологи о нравах Калинова, его обитателях, и жизни в целом. Он обличает пороки самодуров, которые огорчают его, но не стремиться повлиять на них, потому что осознает, что не сможет этого сделать. Описывая Калинов, он говорит о его «жестоких нравах»: «у кого деньги, (…) тот старается бедного закабалить», «торговлю друг другу подрывают», «домашних едят поедом да семью тиранят». Он, несмотря на свой немолодой возраст, будучи механиком-самоучкой, стремился к развитию города, хотел построить громоотвод и другие сооружения, к которым Кабаниха и Дикой относились скептически и с непониманием. О жизни небогатых людей в Калинове он говорит, что у тех «день и ночь забота», а спят они «три часа в сутки».

Судьба Катерины — главной героини пьесы — это олицетворение последствий такого общественного устройства. Эта героиня играет такую же роль, как и самодуры, ведь образ Катерины с её романтичной натурой, её мучения из-за покровительства свекрови и конечная гибель — это такая же крайность, как и деспотизм Кабанихи с её высказываниями. Она, безусловно, искренняя, со светлой душой девушка, решительная, но и она оказалась не в силах противостоять сложившейся системе жизни в Калинове, потому что лишь попыталась найти выход для самой себя, чтобы закончить свои страдания, но не была достаточно смелой, чтобы это сделать, и не имела поддержки. Её смерть — это то, к чему ведет такой уклад жизни, какой был в Калинове, и именно это, по моему мнению, хотел донести до читателя автор поступком Катерины. Островский стремился показать, что общество нуждается в отмене крепостного права, изобразив с помощью антитезы жестокость, деспотичность, необразованность «самодуров» и то, как они губят все положительные черты в прогрессивной, стремящейся к свободе молодежи. Так, образ Катерины — единственный «луч света в тёмном царстве», в Калинове, но ему не суждено существовать в обществе, где все отношения основаны на тирании с одной стороны и страхе с другой. В «тёмном царстве» просто нет места ни для чего положительного. Однако поступок героини вызывает зарождение смелости даже в Тихоне, который обвиняет в её гибели свою мать, что даёт некую надежду.

Так, рассмотрев все типы героев — жителей Калинова, можно сказать, что именно они играют самую важную роль в характеристике образа города. На их взаимоотношениях и отношении к миру основывается «тёмное царство», где царит самодурство, тирания, и где невозможно жить человеку, ценящему свободу, доброту, честность и знания.

Подводя итоги, можно сказать, что образ города, мастерски созданный Островским, помимо места действия, является самостоятельным художественным образом, помогающим раскрыть проблематику, конфликт и всё идейное содержание произведения, охарактеризовать порядки всей провинциальной России 50-х годов 19 века.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.