|
Как понимает свободу главный герой поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова? (ЕГЭ по литературе)«Мцыри» – характерный образец романтической поэмы. Как известно, в основе романтического миросозерцания лежит противоречие между идеалом и действительностью. Идеал Лермонтова воплотился в произведении в образе главного героя. Смысл жизни и счастье для Мцыри заключается в борьбе за поставленную им цель - обретение свободы. Герой понимает свободу как возможность наслаждаться стихией природы, находиться среди родных людей, бороться и действовать. Мцыри в поэме стремится к единству с природой. В исповеди он с любовью описывает пейзажи, которые видел, находясь на воле, а также с волнением вспоминает просторы родного края. Герой подчеркивает свою связь с природой: «Я видел груды темных скал, когда поток их разделял, их думы их я угадал: мне было свыше то дано!». Герой не раз сравнивает себя и с диким зверем: «Я сам, как зверь, был чужд людей и полз, и прятался, как змей». Мцыри чувствует единение с дикой свободной природой, вдали от неволи; пейзаж так же спокоен, как и герой: «В то утро был небесный свод так чист, что ангела полет прилежный взор следить бы мог; он так прозрачно был глубок, так полон ровной синевой». Однако, когда он оказался у монастыря вновь, осознав крушение своей мечты, герой видит, как природа будто отвергает его, но его взаимодействие и глубокая связь с ней не угасают: «…Иссохший лист ее венцом терновым над моим челом свивался и в лицо огнем сама земля дышала мне», «Мир Божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжелым сном». Для него тождественны понятия свободы, жизни и созерцания природы: «Все, что я чувствовал тогда, те думы – им уж нет следа; но я б желал их рассказать, чтоб жить, хоть мысленно, опять». Итак, в природной стихии герой видит истинную свободу. Мотив возвращения на родину так же ярко прослеживается. Герой одинок, но не по своей воле, он не забыл и продолжает любить отчизну и своих родных людей. Мцыри стремится вернуться на родину – именно это и заставляет его покинуть монастырь: «Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах. Я никому не мог сказать священных слов «отец» и «мать». » Несмотря на то, что герой еще ребенком был увезен из родного края, он помнит многое, с большим количеством деталей. Мцыри вспоминает, как играл, как был беспечен, и хочет вернуть те времена, быть, как тогда, свободным в выражении своих чувств, воплотив «разгульной юности мечты». Поэтому стремление вернуться на родину равносильно желанию Мцыри обрести свободу: «Я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе…». Несмотря на то, что герой даже не знает, живы ли его близкие, он хочет увидеть хоть кого-то из его родного аула, его тяга к возвращению на родину не угасает: «В душе я клятву произнес: хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной. . ». «За несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял. . . » - говорит Мцыри перед смертью. Он имеет огромное свойственное романтическому герою, желание вырваться из неволи, чтобы попасть на родину, тем самым обретя свободу. Наконец образ Мцыри характеризуется жаждой борьбы, неукротимое стремление к действию. Бунтарских дух, свойственный лермонтовским героям, ярко проявляется на протяжении всей поэмы. Еще будучи ребенком, оказавшись в плену и заболев, он «знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал». Смысл его монолога, обращенного к монаху, заключается в том, чтобы показать, что три дня, проведенные на свободе, милей его сердцу, чем вся жизнь, прошедшая в неволе. Мцыри чужда мысль о христианском смирении. Он убежал из монастыря ночью, во время грозы, не боясь, как остальные: «О, я как брат обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, рукою молнию ловил. . . ". Для героя возможность бороться означает быть свободным: «Скажи мне, что средь этих стен могли бы дать вы мне взамен той дружбы краткой, но живой меж бурным сердцем и грозой?. . ». Характерно и то, что Мцыри не испугался дикого барса, вступил с ним в битву: «Я ждал, схватив рогатый сук, минуту битвы, сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови. . . ». Он убил животное, считаясь с ним как с равным по силе бойцом, раньше, чем умер сам. Схватка с барсом символична: эта сцена говорит о возможности победы человека над обстоятельствами. В столь сильной жажде борьбы также проявляется романтичность героя. Так, для Мцыри очень ценна возможность бороться, которой он не имел на протяжении всей жизни, но мечтал о ней, как о важной составляющей понятия вольности. Таким образом, можно сказать, что мотив свободы в поэме «Мцыри» является основным, ведущим. Мцыри же, как и подобает романтическому герою Лермонтова – это сильная, смелая, свободолюбивая личность, рвущаяся на волю, на родину из чуждой ей (монастырской) среды. Известный критик В. Г. Белинский о мастерстве Лермонтова при создании образа Мцыри писал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности». Обновлено: Опубликовал(а): Ульяна Огнева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|