Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как понимает свободу главный герой поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова? (ЕГЭ по литературе)

«Мцыри» – характерный образец романтической поэмы. Как известно, в основе романтического миросозерцания лежит противоречие между идеалом и действительностью. Идеал Лермонтова воплотился в произведении в образе главного героя. Смысл жизни и счастье для Мцыри заключается в борьбе за поставленную им цель - обретение свободы. Герой понимает свободу как возможность наслаждаться стихией природы, находиться среди родных людей, бороться и действовать.

Мцыри в поэме стремится к единству с природой. В исповеди он с любовью описывает пейзажи, которые видел, находясь на воле, а также с волнением вспоминает просторы родного края.

Герой подчеркивает свою связь с природой: «Я видел груды темных скал, когда поток их разделял, их думы их я угадал: мне было свыше то дано!». Герой не раз сравнивает себя и с диким зверем: «Я сам, как зверь, был чужд людей и полз, и прятался, как змей». Мцыри чувствует единение с дикой свободной природой, вдали от неволи; пейзаж так же спокоен, как и герой: «В то утро был небесный свод так чист, что ангела полет прилежный взор следить бы мог; он так прозрачно был глубок, так полон ровной синевой». Однако, когда он оказался у монастыря вновь, осознав крушение своей мечты, герой видит, как природа будто отвергает его, но его взаимодействие и глубокая связь с ней не угасают: «…Иссохший лист ее венцом терновым над моим челом свивался и в лицо огнем сама земля дышала мне», «Мир Божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжелым сном». Для него тождественны понятия свободы, жизни и созерцания природы: «Все, что я чувствовал тогда, те думы – им уж нет следа; но я б желал их рассказать, чтоб жить, хоть мысленно, опять». Итак, в природной стихии герой видит истинную свободу.

Мотив возвращения на родину так же ярко прослеживается. Герой одинок, но не по своей воле, он не забыл и продолжает любить отчизну и своих родных людей. Мцыри стремится вернуться на родину – именно это и заставляет его покинуть монастырь: «Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах. Я никому не мог сказать священных слов «отец» и «мать». » Несмотря на то, что герой еще ребенком был увезен из родного края, он помнит многое, с большим количеством деталей. Мцыри вспоминает, как играл, как был беспечен, и хочет вернуть те времена, быть, как тогда, свободным в выражении своих чувств, воплотив «разгульной юности мечты». Поэтому стремление вернуться на родину равносильно желанию Мцыри обрести свободу: «Я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе…». Несмотря на то, что герой даже не знает, живы ли его близкие, он хочет увидеть хоть кого-то из его родного аула, его тяга к возвращению на родину не угасает: «В душе я клятву произнес: хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной. . ». «За несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял. . . » - говорит Мцыри перед смертью. Он имеет огромное свойственное романтическому герою, желание вырваться из неволи, чтобы попасть на родину, тем самым обретя свободу.

Наконец образ Мцыри характеризуется жаждой борьбы, неукротимое стремление к действию. Бунтарских дух, свойственный лермонтовским героям, ярко проявляется на протяжении всей поэмы. Еще будучи ребенком, оказавшись в плену и заболев, он «знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал». Смысл его монолога, обращенного к монаху, заключается в том, чтобы показать, что три дня, проведенные на свободе, милей его сердцу, чем вся жизнь, прошедшая в неволе. Мцыри чужда мысль о христианском смирении. Он убежал из монастыря ночью, во время грозы, не боясь, как остальные: «О, я как брат обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, рукою молнию ловил. . . ". Для героя возможность бороться означает быть свободным: «Скажи мне, что средь этих стен могли бы дать вы мне взамен той дружбы краткой, но живой меж бурным сердцем и грозой?. . ». Характерно и то, что Мцыри не испугался дикого барса, вступил с ним в битву: «Я ждал, схватив рогатый сук, минуту битвы, сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови. . . ». Он убил животное, считаясь с ним как с равным по силе бойцом, раньше, чем умер сам. Схватка с барсом символична: эта сцена говорит о возможности победы человека над обстоятельствами. В столь сильной жажде борьбы также проявляется романтичность героя. Так, для Мцыри очень ценна возможность бороться, которой он не имел на протяжении всей жизни, но мечтал о ней, как о важной составляющей понятия вольности.

Таким образом, можно сказать, что мотив свободы в поэме «Мцыри» является основным, ведущим. Мцыри же, как и подобает романтическому герою Лермонтова – это сильная, смелая, свободолюбивая личность, рвущаяся на волю, на родину из чуждой ей (монастырской) среды. Известный критик В. Г. Белинский о мастерстве Лермонтова при создании образа Мцыри писал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.