Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Кто Чацкий: «лишний» человек или личность, не нашедшая свое место в жизни? По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)

Стоит рассмотреть образ Чацкого и сравнить его с образом «лишнего человека», чтобы выяснить, относится ли он к данному типу.

Итак, Александр Андреевич Чацкий – молодой дворянин, чьи взгляды в пьесе противопоставлены идеологии всего общества, его окружающего. Он открыто, упорно и смело противостоит «веку минувшему». Чацкий уверен в себе, придерживается своего мнения, несмотря на то, что у него нет поддержки. Он отстаивает свою позицию, смело и дерзко споря с представителями фамусовского общества, что проявляется, к примеру, в его монологе «А судьи кто?..», где герой указывает, даже с некоторой иронией, на их пороки. Попытки Чацкого заставить окружающих перестать «дремать в неведеньи счастливом» оказываются безрезультатны, и герой остается всеми отвергнут. Он действительно становится лишним в фамусовском обществе, где его «ум» нарушает привычный уклад людей, раздражает их. Чацкий одинок, как одинок и Онегин — герой романа Пушкина.

Но Онегин сам не понимает своего предназначения в жизни, не имеет идеологии, которой он бы придерживался. Ему скучно находиться в высшем свете, но, уехав, он ещё больше разочаровывается в жизни; никаких целей у героя нет, он не знает, чем ему заниматься, не умеет трудиться. Чацкий же четко осознает свою позицию, способен и к учебе, и к службе, и к работе, но просто не может делать этого по тем порядкам, которые существуют в фамусовском обществе. Его возмущает поведение окружающих его людей, и герой выбирает миссию — нести в общество идеи патриотизма, честности, благородства. Герой предстает как человек с прогрессивными взглядами, он стремится изменить общество. Ему не удается этого сделать, но Чацкий осознает, что это вина уродливого общества со старыми, уже изживающими себя, но еще существующими порядками, а не его, с его «умом». Итак, мы видим разницу в поведении двух героев, Онегина и Чацкого. Онегин оказался "лишним" человеком потому, что сам не знал, каково его предназначение, он не действует, не стремится ни к чему и не пытается внести никаких изменений ни в общество, ни в свою собственную жизнь. Чацкий же на протяжении всей пьесы старается донести свои идеи, изменить не понимаемое им, порочное общество. Монолог героя в финале комедии передает его презрение и ощущение, что именно представители "века минувшего" становятся "лишними" в России, и на смену им должны прийти такие, как Чацкий. Так, в поведении Онегина проявляется его пассивное принятие своей неспособности жить в существующем обществе.

Помимо того, что Чацкий отличается своим стремлением действовать, он также и проявляет себя как человек, умеющий и желающий любить. Герой Грибоедова не "кокетничает с девицами", как пишет Гончаров об Онегине, и не "мыкает свою лень и озлобление между княжной Мэри и Бэлой", как критик описывает Печорина. Он любит всем сердцем. Именно чувства к Софье и толкают его к борьбе с теми порядками, которые словно погубили в ней все положительные качества. Причём, несмотря на то, что та Софья, которую он знал и любил до своего отъезда из Москвы, не похожа на ту девушку, которой она стала под влиянием фамусовского общества и какой он видит ее теперь, Чацкий все равно предан героине и своей к ней любви. Противопоставить его отношению к любви можно поведение Онегина. Герой романа Пушкина отталкивает любящую Татьяну, и решающим в таком его поступке становится внутренняя неудовлетворенность героя, его презрение к жизни в целом. Он не доволен тем, что ему постоянно скучно, что у него нет жизненной цели, но и не ищет её, и всё это мешает ему полюбить. Конечно, позже, подумав и, возможно, осознав красоту души героини, Евгений захотел быть с ней. Но он ранее обидел её, юную, искренне любящую девушку, и она не смогла вновь довериться такому человеку, как Онегин. Не прошёл он и испытание дружбой, убив Ленского, который хотел и мог бы быть его преданным другом. Его жизнь бессмысленна, но и другим герой её разрушает, приносит лишь боль. Чацкий же хочет словно спасти Софью от пагубного влияния фамусовского общества. Он старается донести героине, что Молчалин, её избранник, имеет корыстные намерения как из-за ревности, так и чтобы она заметила это в возлюбленном раньше, чем он успел бы ранить её. Он зол из-за её безразличия, но продолжает стараться привлечь её внимание, заставить задуматься об идеологии, которой она придерживается. Так, мы видим — герой не хочет быть одинок, и он старается получить любовь Софьи, помочь ей. Способность и стремление сделать счастливым другого — это то, чего нет в героях, относящихся к типу "лишнего" человека. Чацкий, как пишет Гончаров, "любит серьезно, видя в Софье будущую жену", а "лишние" люди знают лишь науку "страсти нежной" и делают несчастными тех, кто любит их.

Итак, благодаря сравнению героя комедии Грибоедова с героями Пушкина и Лермонтова, можно сказать, что Чацкий не является «лишним» человеком. Он — личность, не нашедшая своего места в жизни на тот момент, который изображён в пьесе. Причиной тому стало то, что герой оказался там, где такой человек, как он, с его взглядами и чертами характера, просто не может жить. Однако это не делает его "лишним" человеком, потому что он не смиряется со своим положением, борется за то, чтобы окружающие осознали то злонравие, которое царит в их обществе, стремится добиться любви от Софьи, но, будучи отвергнутым всеми, уезжает.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.