|
Романы Артуровского цикла (Литература XI—XII веков)Романы артуровского цикла — произведения средневековой рыцарской литературы, в которых воспевались храбрость, честь, верность и прочие доблести. Название они получили по имени короля Артура — наиболее могущественного европейского правителя, вождя бриттов. Основу Артурианы составляли кельтские эпические сказания. Роман строился на авантюре, включающей любовь и фантастику. С помощью многочисленных опасных испытаний герой проходил проверку мужества и силы духа. Он обязан был неукоснительно соблюдать рыцарский кодекс. Подвиги совершались во имя Родины, Бога или же Дамы Сердца. В замке Камелоте находился легендарный Круглый Стол, символизирующий равенство. За ним и собирались самые достойные рыцари, многие из которых, как и сам король Артур, имели в качестве прототипов реально существовавших исторических личностей. Однако в сюжетах произведений равенство рыцарей всё же нарушалось. В романе Кретьена де Труа «Рыцарь телеги, или Ланселот» большую роль, естественно, играет доктрина куртуазной любви. Королеву Гвиневру, жену Артура, похищают. Рыцарь Ланселот, чтобы спасти любимую, готов на всё, даже поступиться собственной честью – проехаться в телеге. Герой благоговеет перед Дамой Сердца, подчиняется ей безропотно, даже если она приказывает биться бездарно и поддаваться врагу. Конфликт в произведении возникает из-за противоречия долга куртуазного влюбленного и благородного рыцаря. Провозглашается торжество чувства над рассудком. Неслучайно отчаянному Ланселоту всегда сопутствует удача, в отличие от здравомыслящего Гавейна, также отправлявшегося на поиски. Кретьен де Труа по заданию от Марии Шампанской показывает читателям, как должен был поступать в разнообразных жизненных ситуациях влюбленный. Вероятно, это было не по душе поэту, потому он был несколько язвителен в описании некоторых поступков Ланселота, да и сам роман был завершён другим автором. В следующем произведении «Ивейн, или Рыцарь со львом» идея куртуазной любви разительно преображается. В первой части Ивейн убивает мужа прекрасной Лодины и проникается к ней чувствами, поначалу невзаимными. Но вскоре герой берет красавицу в жены. Впрочем, их счастье не может продлиться долго, ведь рыцарю нужно беспрестанно совершать подвиги, подкрепляя свою воинскую славу. Во второй части возникает конфликт «тела и сердца». Лодина не удерживает мужа, лишь берет с него клятву вернуться через год, которую он не сдерживает. Супруга через наперсницу разрывает отношения с Ивейном. Он сходит с ума, но всё же потом приходит в себя, осуществляет немало благородных деяний и в конечном итоге добивается прощения. По куртуазному кодексу Дама Сердца должна была быть недосягаемой и далёкой, но в «Ивейне» присутствует баланс супружеской любви и рыцарской активности. Герой любит Лодину, но также ощущает необходимость приносить пользу, защищать слабых и карать злодеев. Ивейн не собирался пренебрегать возлюбленной, обещание нарушает он ненамеренно. За это герой как бы наказывает себя, теряя право называться рыцарем. Он восстанавливается в прежнем звании, мирится с женой только после того, как доказывает свою смелость, несгибаемость, приверженность рыцарским идеалам, с этим связана и дружба со львом — царём зверей. В другом произведении «Персеваль, или Повесть о Граале» герой кардинально отличается от принятого в рыцарских романах шаблона. Он наивный, грубый, неотёсанный, его поступки зачастую не диктуются кодексом чести. Даже имя героя читатель узнает не сразу. Наставления матери и наставника юноша воспринимает буквально. Всё же Персеваль проделывает путь от глуповатого юноши до отважного воина. Однако в романе показано не воспитание, а скорее инициация. Впервые у Кретьена де Труа возник мотив служения Богу, а не Даме Сердца. Куртуазная любовь же практически не представлена. В судьбе Персеваля важна роль матери, ему необходимо искупить вину перед ней. Он с самого начала превосходит всех в поединках, но разочарование заставляет его покинуть двор короля Артура. Персевалем движут не вполне объяснимые порывы, он нередко уходит или бежит куда-либо. Тем не менее люди, окружающие юношу, ощущают его избранность, направленность на высокую миссию. Персеваль собирается найти Святой Грааль — волшебную чашу, но затем забывает свою цель. Увы, произведение обрывается, едва новые горизонты открываются перед юношей. Читатель так и не узнает, чем окончились поиски Грааля, в чем также можно усмотреть особый мистический смысл. В поэме неизвестного автора «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» герой стремится найти Зеленую часовню, чтобы сразиться с Зеленым Рыцарем. Он оказывается в замке лорда Бертилака и его жены. Последняя пытается сбить Гавейна с пути истинного, у того, к сожалению, получается противостоять обольщению не до конца. По куртуазному кодексу рыцарь обязан беспрекословно следовать желаниям дамы. Гавейн держался честно, тем не менее, в последний момент он испугался за свою жизнь и не отдал Бертилаку чудесный зеленый пояс, оберегающий от бед. Этим герой навлек на себя позор. Зеленым Рыцарем оказался Бертилак. Поведение главного героя было низменным и постыдным. Он не смог всецело следовать кодексу чести, что оставило пятно на его репутации. Герой оступился, поверив в то, что в магическом поясе, а не в Боге спасение от смерти. Зато Гавейн не прельстился обаянием жены Бертилака. Образ Гавейна объемен и реалистичен. Он не образец, но это делает его более человечным. Итак, можно сделать вывод. Рыцари в романах артуровского цикла в основном лишены индивидуальных черт, но заметно в используемых сюжетах и художественных средствах, что авторское начало уже формируется. Нельзя не отметить черты сказки, читатель мог и не верить в то, что рассказывал ему автор. Более того, последний порой похвалялся своим умением выдумывать. Герои являлись функциями романа-дороги. Произведения Артурианы насыщены поединками, странствиями, испытаниями. Почти всегда не последнюю роль играет идея куртуазной любви. Бесчестье покрывает рыцаря, если он нарушает негласные правила. Порицались такие пороки, как трусость, лицемерие, хитрость, алчность и так далее. Центральный персонаж каждого романа оказывался наиболее бесстрашным, сильным, чистосердечным, преданным, рыцарем в полном смысле слова. Это свидетельствует о том, что в сюжетах равенство героев Круглого Стола явно давало трещину. Обновлено: Опубликовал(а): Леди Алина Внимание! Спасибо за внимание. |
|