|
Сатин или Лука — кто главный герой пьесы? (ЕГЭ по литературе)В пьесе Максима Горького «На дне» автором изображается жизнь ночлежников, оказавшихся в непростой ситуации и вынужденных существовать в скверных условиях. Смирившиеся люди не пытаются ничего предпринять для собственного же спасения, и лишь появление двух героев, сначала Луки, а затем и Сатина, меняет ход пьесы. До появления на сцене странника в ночлежке творится хаос. При полилоге (автор использует приём полилога, чтобы…) люди не слушают друг друга, что очень хорошо подчеркивается Горьким, который использует здесь прием полифонии. Разобщенность людей приводят к словесным перебранкам и разногласиям. Оборванцы обзывают друг друга: «Старая собака». Барон позволяет себе грубо обращаться с Настей, «ударяет её книгой по голове». Да и всё это неслучайно — все они живут в страшнейших условиях, их место жительства сравнивается с «пещерой». Ещё при описании декораций обозначается, что кругом одни «нары» и грязь. К тому же и Сатин заявляет в диалоге с Актером: «Дважды убить нельзя», — подразумевая, что они уже мертвы, а оказавшись «на дне» жизни им уже не выбраться отсюда. И только «сикамбр», дикарь, не способен понять этого. Хозяева ночлежки — Василиса и Костылев держат всех в строгости. Хозяин — самый настоящий ханжа. Он только внешне делает вид, что следует всем обычаям, упоминая «лампаду» и «напевая что-то божественное». Но на деле он просто двуличный, алчный и лицемерный человек. Для него «долг есть долг» и он требует платы, грозясь повысить цену. Автор подводит читателя к выводу о социальной несправедливости общества. С появлением Луки начинается завязка действия. Что же происходит с героями? Они меняются под его влиянием. Лука точечно находит к каждому свой индивидуальный подход, утешая людей, даря им мечту, надежду на спасение и счастливое будущее, вселяя в них веру. Сам он говорит афоризмами: «надо кому-нибудь и добрым быть», «людей жалеть надо» и «ни одна блоха — ни плоха». Лука представляется читателям очень добрым и отзывчивым человеком. Только по его рассказу о двух ворах, «хороших мужиках», которых он пожалел и оказал им помощь, можно понять, что он любит людей и ему «все равно», каковы они. Так происходит и с ночлежниками. Ему не важно, то они оказались «на дне», он несмотря ни на что утешает их. Лука успокаивает умирающую Анну, говоря ей, что «там» она «отдохнет», называет ее ласково «матушкой». Он обращается и к Актеру, мотивируя его «лечиться», и тот мгновенно меняется в лучшую сторону, в него вселяется та вера, которой ему больше всего не хватало. Теперь он кажется будто ожившим, на это указывают ремарки: «проснувшись» и «улыбаясь». Все герои тоже отзываются о Луке, как о «добром», «ласковом» и милосердном человеке. Уже в последнем действии мы наглядно видим, как изменились герои под влиянием Луки. Настя стала увереннее в себе, поняла, что все они люди, нужно относиться друг к другу по-человечески. В этом эпизоде она меняется ролями с Бароном и дразнит его. Бубнов же вообще кардинально меняется, «угощает» всех присутствующих. Они запевают душевную песню, вместе сплоченно поют. Поэтому эти эпизоды наталкивают нас на мысль о том, что именно Лука — главный герой пьесы сумевший оказать хорошее, лечебное влияние на обитателей ночлежки, будто бы говоривший словами автора. Но так ли все однозначно? Очень важный эпизод в пьесе — притча о праведной земле. Она рассказывает нам о том, что человек живет пока у него есть мечта и о важности веры в изменения. Ведь правда иногда оборачивается «обухом» и даже способна убить, что случается и с Актером в финале пьесы. Так что же получается, так ли хороша на деле философия Луки, если она приводит к таким трагическим последствиям? Своим появлением и разговорами о правде Лука пробуждает «рычащего» все время до этого Сатина. Сам он говорит, что тот подействовал «как кислота на монету». Тут происходит столкновение философий героев, образуется конфликт. В своем знаменитом и громком монологе Сатин заявляет о необходимости «уважать», а не «жалеть» человека. В процессе высказывания он говорит следующую реплику: «Человек — это звучит гордо!». Пожалуй, только Сатин сразу понимает Луку, выдавая и разоблачая его перед всеми: «он врал из жалости к вам». Но при этом он и признает его идеи, говоря, что старик «умница». Заметим, что именно сейчас Сатин напоминает нам настоящего романтического героя с пафосом необходимой свободы, независимости. Сразу вспоминаются ранние рассказы Горького, пропитанные этим же пафосом яркой и сильной личности. И зная о том, что писатель всячески отрицал «свинцовые мерзости жизни», призывал к изменениям, к революции, считался её «буревестником», ненавидел всех «кляч», воспевал гордость в человеке. Вот именно поэтому мы понимаем и приходим к выводу о том, что главный герой и герой-резонер — это Сатин. Итак, получается, что мы ответили на поставленный вопрос и убедились в разносторонности пьесы, выводящей читателей на высокие философские темы, а также через яркий образ Сатина подталкивающей в своё время общество к смелым переменам. Обновлено: Опубликовал(а): Annar Внимание! Спасибо за внимание.
|
|