|
Светское общество в романе «Евгений Онегин» (Пушкин А. С.)Одно из главных и значимых мест в произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин», написанном в жанре романа в стихах, занимает светское общество. Именно оно помогает автору в раскрытии основной мысли. Рассмотрим разных представителей «света пустого» по отдельности. Уже с самой завязки начинается наше знакомство с жизнью в столице, и здесь мы встречаем Петербургское общество с его устоями и порядками. В первой главе нам представлен во всех подробностях и день молодого «повесы» Евгения. Даже в эпиграфе, который гласит: «И жить торопится, и чувствовать спешит», заложена ключевая мысль о суетливости и беготне, в ритме которой всё и происходит. Так, типичный день столичного жителя выглядит следующим образом: поздний подъем, прогулка «на просторе», далее Онегин «в санки садится», когда на улице «уж темно», отправляется в «театр», которой к тому времени «уж полон», после «поскакал на бал», а затем «полусонный в постелю с бала едет он», «спокойно спит» и «просыпается за полдень» и все снова повторяется. Такова жизнь Евгения. Она «однообразна и пестра», полностью проходит в праздности. Жители ничем толком не заняты, они не служат, а им и незачем, ведь они и так уже богаты и обеспечены. Рассмотрим и интерьер кабинета главного героя. Всё гармонично украшено, сделано по последней моде. Посмотрим и на детали интерьера: это и «янтарь», и «фарфор», и «бронза». Да и сам Евгений много времени уделяет уходу за собой, внимательно следит за внешностью: «три часа пред зеркалами проводил». При этом сразу явно ощущается зависимость героя от мнения окружающих, он все делает с оглядкой на чужую оценку: «боясь ревнивых осуждений». Можно отметить и то, что формирование характера Евгения происходит как раз под влиянием и воздействием общества. Автор нарочито добавляет реалистические элемент, показывая правдивую жизнь и традиции того времени. Ещё одни немаловажные представители светского общества — всё поместное дворянство. Они оказываются проще, но глупее. Пушкин показывает нам их с иронией. К примеру, дядю Онегина он называет человеком «самых честных правил», таким образом насмехаясь над ним. Далее мы узнаем, что его дядя «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил», «наливок целый строй». Данные подробности иллюстрируют пустоту жизни героя. Через данный собирательный образ Пушкин изображает пустоту, скуку и бездействие светского общества. Вся семья Лариных тоже относится к поместному дворянству. Уже обращая внимание на их жизнь и традиции, можно сделать соответствующие выводы. Отец Татьяны, «добрый малый, но в прошлом веке запоздалый», вёл простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды: «в халате ел и пил; покойно жизнь его катилась; под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья, и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Это говорит о четкой приверженности к прошлому и о неприятии перемен. Женский образ Ольги таков. Она предстает перед читателем молодой, всегда улыбающейся, несерьезной, легкомысленной героиней, подражающей всему своему кругу: "Всегда как утро весела...". Её мать насильно выдали замуж, как тогда было принято: "Но, не спросясь её совета, Девицу повезли к венцу...". Но со временем она "открыла тайну, как супругом самодержавно управлять, и всё тогда пошло на стать". Отлично выявляются черты представителей «света пустого» и при появлении гостей, пришедших на именины Татьяны соседей. Темы их разговоров на празднике низки и пусты, они беседуют о «сенокосе, псарне и вине». На именинах читатели наблюдают лишь «шум, хохот». Автор использует прием «говорящих» фамилий, чтобы подчеркнуть недалекость и примитивность героев. Мы встречаем Пустякова, Петушкова, Скотинина, «Гвоздина, хозяина превосходного, владельца нищих мужиков» и других. Сельские жители – это целая, большая семья, любящая поесть да посплетничать: «все стали толковать украдкой». Их интересы узки и всегда сводятся к чему-то бытовому, житейскому. И наконец, нельзя не упомянуть и Московское общество, о котором мы узнаем в седьмой главе романа. Представители делают все «на старый образец», вокруг одна скука и простота, «не видно перемены». И Московские балы все те же, как и люди там. Везде «теснота, волненье, жар, музыки грохот, свеч блистанье, мельканье, вихорь быстрых пар…». Получается, что и для них характерна все та же неизменность нравов и быта, а также пустой шум. Итак, в романе «Евгений Онегин» читатели встречают несколько разновидностей светского общества. Но всех их объединяет пустота, нелепость, посредственность. Это толпа людей, не умеющих ни думать, ни чувствовать. Именно из-за влияния «света пустого» и возникает главная проблема любовных отношений, обрекающая таких героев, как Евгений на одиночество. Обновлено: Опубликовал(а): Annar Внимание! Спасибо за внимание.
|
|