Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Своеобразие звучания темы любви в творчестве Бунина (ЕГЭ по литературе)

Любовь занимает особое место в творчестве И. А. Бунина. Этой теме писатель посвятил целый сборник новелл под названием “Темные аллеи. Сюжет рассказов почти всегда строится вокруг встречи мужчины и женщины, между которыми возникают яркие и незабываемые чувства.

Любовь между героями Бунина происходит внезапно и неожиданно, но оставляет огромный след в их памяти и мироощущении. Так, в рассказе "Солнечный удар" случайная встреча поручика и замужней женщины оставляет неизгладимое впечатление в душе обоих. Хотя изначально герой испытывает к женщине исключительно физическое влечение, всё же после расставания с ней он осознает то, что потерял и его взгляд на окружающий мир меняется.

До отъезда главной героини поручик "как-то легко" соглашается отпустить её, но после ухода женщины его настигает "страшное, непонятное чувство, которое он и не мог предположить в себе, затевая это забавное знакомство". Даже пейзаж меняется в глазах героя: "солнечное, жаркое, счастливое утро" превращается в "грязный, громкий, навязчивый и чуждый мир". Название “Солнечный удар” символично, — с одной стороны это что-то яркое, светлое и удивительное, но с другой — страшное и тяжёлое, такие же чувства испытывают герои до и после расставания. Солнечный удар может случиться с каждым, Как и любовь, он происходит внезапно, но надолго меняет мировосприятие человека. После испытанного поручик “чувствует себя постаревшим на десять лет”, потому что влюбленность в главную героиню открывает ему что-то высокое и духовное, то, чего он не испытывал до знакомства с ней.

То же самое происходит в рассказе "Руся", в котором главный герой, проезжая мимо знакомых мест с женой, вспоминает о своей любви к девушке Маруси. Их чувства возникают также внезапно, но надолго остаются в памяти героя, что даже, несмотря на свою женитьбу на другой женщине, он с трепетной нежностью и грустью придается воспоминаниям о девушке, и в конце произносит фразу: “Дачная девица... возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет”.

Как правило, отношения между героями в бунинских рассказах заканчиваются трагическим расставанием, потому что любовь, по мнению писателя, должна быть огромным чудом и мучением одновременно, способным возвысить человека над буднями, а такая любовь не может существовать в браке. Это понимает главная героиня “Солнечного удара”. Она оставляет поручика, потому что осознает, что у случившегося нет продолжения, иначе это превратиться в “пошлую банальную историю”.

В своих рассказах о любви Иван Алексеевич уделяет огромное внимание женским образам. У Бунина женщина всегда намного возвышеннее, поэтичнее и умнее мужчины. Несмотря на поступок Оли Мещерской из рассказа “Легкое дыхание”, автор акцентирует внимание на её естественности, способности жить полной жизнью: “она ничего не боялась — ни чернильных пятен на пальцах ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос”, — замечает писатель. Её невинный образ противопоставляется образу развращенного Малютина, который воспользовался её неопытностью, стыдливостью и доверием к нему. Чистая, поруганная обществом душа не может вынести такого: “теперь мне один выход”, — пишет Оля в своем дневнике, после чего признается офицеру в том, что она его не любит, за что «плебейского вида» офицер жестоко убивает её “на платформе вокзала, среди большой толпы народа”. Оля Мещерская поражает своей искренностью, непосредственностью и полнотой жизни, в отличии от Классной дамы, олицетворяющей неспособность жить без соблюдения определенных правил и стандартов. Бунин говорит о том, как важно жить, имея “легкое дыхание”, то есть чистоту, простоту и искренность, которые были у Оли.

Такой же является героиня произведения “Чистый понедельник”. Она возвышенная, духовная, естественная, но, в отличии от Оли Мещерской, полностью соткана из противоречий: вечером ходит в театры, рестораны, курит и наслаждается пением цыган, а утром посещает лекции, обедает в вегетарианской столовой, ходит на Рогожское кладбище. Таким образом Бунин создает глубину и таинственность главной героини. Она загадочна и непонятна для героя, он считает их отношения “странными”, но всё равно наслаждается “каждым часом, проведенным возле неё”. Её противоречия показывают то, что она находится в поиске себя и не может решить, какой жизнью хочет жить: с одной стороны ее привлекает окружающий мир, но с другой, героиня боится его пустоты и безнравственности. Любовь к мужчине является ее последней надеждой обрести интерес к жизни, но даже нежные и трепетные чувства героя к ней, не помогают девушке найти духовного удовлетворения, поэтому она уходит в монастырь.

Огромную роль в рассказах Бунина о любви играют символы и детали. “Шелковый платок”, которым в рассказе “Легкое дыхание” главная героиня закрывает лицо во время близости с Малютиным, говорит о её стыде, попытке спрятаться. Большое значение имеет цветовая гамма в образе главной героини новеллы “Чистый понедельник”. В начале произведения в её образе преобладает исключительно черный цвет: “черные, как бархатный уголь глаза”, “блестящие, как черный соболий мех, брови”, “смугло-янтарное лицо” и “несколько зловещие в своей черноте волосы”. В конце же героиня предстает “в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу”. Это символизирует её очищение, обретение смысла жизни, становление на путь духовности и нравственности. Важной деталью в этом рассказе также является портрет босого Толстого, который висит в квартире главной героини. Это своего рода подсказка автора на дальнейшую судьбу девушки, потому что Толстой в последний дни своей жизни отказался от всего, уйдя босым из дома ради поиска чего-то высокого, духовного, что и делает главная героиня.

Часто в произведениях Бунина герои встречаются случайно, в дороге. В рассказе « Солнечный удар» поручик и героиня вместе плыли на пароходе, в рассказе “Руся” остановка на железнодорожной станции возвращает героя к светлым воспоминания о прошлой любви, а в “Генрих” влюбленные проводят в поезде самые счастливые моменты своей жизни, после чего навсегда расстаются. Дорога является символом неясности чувств главных героев, воплощением жизни с ее неопределенностью и туманностью.

В некоторых произведениях писатель не дает имен своим персонажам. Например, в « Солнечном ударе» герои безымянны, так же нет имени у героев « Чистого понедельника». Можно предположить, что для автора так как в первую очередь ему важны чувства, которые они испытывают. В то же время отсутствие имён говорит о том, что истории, рассказанные Буниным могут случится с каждым человеком. Это придаёт философское звучание его произведениям.

Таким образом, для Бунина любовь — внезапное, но всепоглощающее, сильное чувство. Его рассказы о любви удивляют прекрасными женскими образами и огромным количеством деталей, которые помогают автору лучше передать внутреннее состояние и мироощущение героев. Автор возвышает любовь, говорит о том, что это чувство стихийное, управляющее человеком, не всегда делающее его счастливым, но запоминающееся на всю жизнь.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.