Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В. Астафьев «Царь-рыба»: человек и природа (Литература XX века)

Чудодейственна таёжная природа у В. П. Астафьева в романе "Царь-рыба". Художественный мир его поэтичен, удивительно разнообразен, не лишён пафоса там, где речь заходит о вечных, непреходящих ценностях.

"Только закрою глаза, — вспоминает автор, — возникает передо мной синенькая жилка, трепещущая на виске земли, и рядом с нею монолитная твердь тайги, сплавленная веками и на века". В тонком, обострённом восприятии писателя чувствуется полное слияние его с природой, а себя он ощущает крохотной частичкой Вселенной.

Нравственно-этической мыслью о гармонии человека и природы пронизан весь роман, а глава "Капля" — своеобразный лирико-философский центр первой части романа.

Ночью у костра рассказчик не слухом, не телом, а душой природы, присутствующей в нём, ощутил миг блаженной тишины и вдруг увидел созревшую на листе каплю, которая замерла перед падением.

И герой замер...

Это состояние ассоциируется у него с фронтовым воспоминанием- оцепенение бойца, ждущего приказа командира. Капля — хрупкая, мельчайшая частица огромного мироздания — и человек — с его слабым голосом, но повелевающим страшной силой — огнём. Это сопоставление превращает образ капли в неожиданную потенциальную силу, которая может "обрушить мир своим падением", уничтожив себя, мир и человека. Явившаяся мысль вдруг рождает тревогу, беспокойство, ожидание беды. Голос автора приобретает страстный, взыскующий пафос, когда, слыша о преобразовании основ человеческого бытия и тайги, он утверждает, что это обман. На самом деле природу губят, топчут, сжигают, и нет у человека ни страха, ни смятения, ни сострадания.

С болью и гневом повествует Виктор Петрович Астафьев об осени 1971 года, когда полчища "варнаков" двинулись в глубь тайги с запасами горючего и боеприпасов.

В основу романа легли главы, раскрывающие проблему браконьерства. Ярким эмоциональным центром повествования является глава "Царь-рыба". Главный герой Игнатьич- браконьер- отличается от своих собратьев по орудию чистоплотностью, вежливостью, почтением к "опчеству". "Ловил рыбу лучше всех и больше всех".

Началась схватка не на жизнь, а на смерть. Человек и рыба слабели, истекая кровью, оказавшись в одной ловушке в холодной до иступления воде. Одной надеждой жив был Игнатьич: надо ждать помощи. Но подбиралась другая "мыслишка": ведь надо будет делить осетра, а в нём ведра два-три икры. Да, из-за жадности забылся в человеке человек... Что же, все хапуги сожи и нутром, и мордой. Опомнился герой, когда вспомнил племянницу Тайку, погибшую под колёсами пьяного шоферюги. Где они с братом были? По реке за рыбой гонялись, потеряв облик человеческий. Игнатьич вдруг осознал, что ничего отвратнее и тошнотворнее этой рыбы нет.

Для чего он жил? Что добился?

Сколько ты её губил? Уже не владея собой, просит прощения у Глаши. И спасение пришло. Рыба отвалилась и ушла в глубину вод. А в душе Игнатьича настало пробуждение.

В. П. Астафьев всегда подчеркивал, что природа и человек- единое целое. Нарушение этого единства непременно скажется на будущих поколениях. Писатель призывает читателя к ответственности, состраданию и высокой духовности.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.















cach/desc1/156157.html