|
Можно ли назвать Воланда и членов его свиты положительными персонажами? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михаил)…Михаил Булгаков с самого начала своего бессмертного романа “Мастер и Маргарита” ясно дает нам понять, что Воланд и его свита — несомненно, темная сила, пришельцы из самого Ада: Бегемот — оборотень, имя которого (“Бегемот” в переводе означает “Зверь”) само говорит о характере этого персонажа, Азазелло, холодный, грубый и, как оказалось, способный на убийство персонаж, явный “прототип” одного из сильнейших в оккультизме демонов Азазеля, Гелла — вампир, скорее всего, бывшая самоубийца, Коровьев-Фагот — красноречивый, обаятельный, но лицемерный демон, верный и послушный слуга, когда-то наказанный за неудачную шутку (возможно, Люцифер), предводитель — Воланд… Само собой разумеется, сам Князь Тьмы, сам Сатана… Казалось бы, данные персонажи, даже своими именами не предвещающие ничего хорошего, должны нести собой хаос, боль и разрушения. Они так и поступают, оставив после себя полуразрушенную Москву и лишив рассудка не одного человека… Но что именно разрушала в Москве свита Воланда, кого именно наказывала?.. Если хорошо вспомнить содержание романа, то от рук Воланда не пострадал ни один беспорочный человек: его жертвами становились бюрократы, люди, явно ведущие аморальный образ жизни или чрезвычайно склонные к деньгам, “стукачи”, лжеписатели и лжепоэты… Многие критики даже указывают на то, что Воланд ни разу (кроме сцены в варьете, разумеется, но его зрители получили самое слабое наказание, если вспомнить то, что могут сотворить с грешником слуги Сатаны) не спровоцировал человека на сотворение сомнительного поступка: они сами, делая то, что они привыкли делать в своей повседневной жизни, сами шли в руки Тьмы. Воланд несомненно умен, имеет довольно аристократические манеры и, как ни странно, оказался с довольно честным и благородным характером. Он и его слуги даже помогают людям выбраться из тяжелой ситуации (если они, конечно, пройдут его испытания): вспомним Маргариту и Мастера. По этим причинам подавляющее большинство литературоведов пришли к тому, что Воланд и его свита в романе выполняют обличающую и очистительную функции, и с этим трудно не согласиться. Вообще, давайте вспомним, кем являются Воланд и все его слуги в романе? Демонами. За пределами авраамистических религий (например, в буддизме или синто) демоны представляются как что-то высшее, независимое и имеющее некую силу над окружающим миром, и вовсе не обязательно страшное, злое и противопоставленное лучшим нормам общечеловеческой морали; многие из них тоже помогают на безвозмездной основе порядочным людям и наказывают порочных и недостойных; некоторые азиатские мастера вообще утверждают, что демоны и боги — это всего лишь символы, образы, не существующие и не имеющие никакой силы за пределами человеческого сознания, но, в то же время, вера в них на психологическом уровне дает человеку силу на совершение дел. Каких дел? Дел моральных и аморальных. Совершая зло, человек сам сознательно (или несознательно) идет к злым демонам и получает наказание хотя бы в виде чувства вины на душе и осуждения со стороны общества; совершая же добрые поступки, человек “сотрудничает” с добрыми демонами и получает награду хотя бы в виде выгоды за свой успешный труд и уважение со стороны окружающих. Смею предположить, что именно каких-то таких “демонов” и представляют Воланд и его свита в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. К ним вполне справедливо можно относиться как к нейтральным героям, но назвать их абсолютным злом и логически обосновать это практически невозможно. Обновлено: Опубликовал(а): Никита Радаев Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|