|
Как писатель доказывает ошибочность теории Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)В романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевский рассказывает о жизни бедного бывшего студента Родиона Раскольникова, который обдумывает собственную теорию, которую изложит в статье "О преступлении". В чем же она заключается? Как гласит теория Раскольникова, людей можно разделить на две группы: низшие люди, материал, твари дрожащие - обыкновенные, заурядные люди, ничем не примечательные, послушные и любящие, когда ими повелевают, служащие единственно для продолжения рода человеческого, и собственно люди, "право имеющие" - выдающиеся личности, которые разрушают настоящее во имя лучшего, дают разрешение, имеют право перешагнуть через кровь ради достижения великих целей. Первые - люди настоящего, вторые - люди будущего, способные сказать новое слово. По сути, теория Раскольникова разрешает убийство "по совести". По моему мнению, основной причиной убийства Алены Ивановны, совершенного Родионом, и является проверка данной теории. Студент убежден, будто социум и человек как его элемент преступны, из этого следует, что понятия преступления нет. Общество, допускающее, чтобы его граждане жили в беспросветной нужде, преступно: обрекая на гибель слабых, беззащитных людей, оно порождает ответное преступление. Критик Д. И. Писарев в своей работе "Борьба и жизнь" утверждает, что теория Раскольникова на самом деле не является причиной этого убийства. По мнению Писарева, реальной причиной убийства стала все же бедность и тяжелое положение главного героя. По словам критика, Раскольников "сочинил" теорию как оправдание убийства:". . . теоретические убеждения Раскольникова не имели никакого заметного влияния на совершение убийства<…> Всю теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе<…>на этой теории лежит печать его личного характера и того исключительного положения, которым была порождена его апатия”. Но мнение Д. И. Писарева можно опровергнуть тем фактом, что Раскольников не воспользовался деньгами убитой, даже не пересчитал их. Итак, мы пришли к выводу, что Родион Раскольников совершил идеологическое убийство. По мнению Родиона, необыкновенный человек должен для всеобщего счастья устранить общественное зло, воплощением которого для студента становится противная, злая старушонка-процентщица Алена Ивановна. Допустимо ли для счастья большинства уничтожить бесполезную “вошь”? На этот вопрос Раскольников отвечает своей теорией так: допустимо и должно, поскольку это “простая арифметика”. Родион хочет знать, является он тварью дрожащей или право имеет, и, причисляя себя к необыкновенным людям, убивает старуху. Однако, кроме старухи-процентщицы, Родион убивает и невинную Лизавету, вследствие чего сильно мучится. Соне Мармеладовой, олицетворяющей весь смиренный, измученный, униженный и оскорбленный русский народ, не нужны благодеяния Раскольникова, если путь к этим благодеяниям лежит через кровь: - Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную. - Это человек-то вошь! Соня не принимает бунта Раскольникова. Что ж, относя себя к Наполеонам, Ликургам, Солонам и Магомедам, Родион упускает важную деталь: собственно люди могут переступить через кровь и даже не заметить, будто вошь убив; груз содеянного их не разрушает и совесть не мучит. Главный герой романа действительно не чувствовал угрызений совести из-за убийства Алены Ивановны, но молодой человек не мог не думать об убийстве и о последствиях убийства, впадал в апатичное, болезненное состояние, был истощен морально и физически. Думаю, уже тогда он начал сомневаться в своей принадлежности к “право имеющим”. Доказывая ошибочность теории, автор вводит в текст “двойников” главного героя. Это герои, в разной степени разделяющие взгляды Раскольникова. Петр Петрович Лужин, предполагаемый жених Дуни, теоретик, он не реализует теорию Раскольникова, но его собственная “теория рваного кафтана” подтверждает схожесть взглядов Родиона и возможного жениха и чрезвычайный эгоизм Павла Петровича: «Наука говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». С точки зрения Лужина, т. к. основой экономического прогресса является личная выгода, то каждый должен о ней заботиться, не беспокоясь сильно о любви к ближнему. Лужин призывает к личной наживе, что продолжает идею Раскольникова о том, что “сильному все позволено”. Главный герой с презрением и дерзостью отвечает Павлу Петровичу, хотя в собственной теории предлагает почти то же самое: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали и выйдет, что людей резать можно…» Вторым героем, допускающим “кровь по совести” является Аркадий Иванович Свидригайлов. Он уже не теоретик, а практик. Этот человек уже освободился от принципов и идеалов; он разрешает себе все, преступая нравственные законы. Оба – Раскольников и Свидригайлов - разрешают преступление, поэтому они “одного поля ягоды», как замечает Аркадий Иванович. Но Свидригайлов свыкся с убийствами ради собственной выгоды, а Раскольников все еще держится за справедливость, ему не чуждо сострадание (о чем свидетельствует сон про лошадку), Свидригайлов неоднократно называет его Шиллером; хотя Раскольников находится на перепутье: он уже оправдывает убийство, если оно приносит пользу человечеству. Итак, главный герой встречает человека, который не обдумывает идею о “крови по совести”, а живёт по ней. В итоге осознание груза собственных деяний доведет Свидригайлова до самоубийства. Такой человек противен Родиону. Когда Раскольников приходит к Соне и рассказывает ей про свое идеологическое убийство, он не находит в ней ни поддержки, ни осуждения. Она понимает, что он не старуху убил, а себя погубил: «Что вы, что вы это над собой сделали?»; «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Да и Раскольников это понимает. Именно тогда и рухнула его теория: «… не имел я права туда ходить, потому что я такая же точно вошь как и все!»; «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» Соня уверена, что Бог простит оступившегося человека; она советует Родиону раскаяться и пойти в контору с повинной: «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо». Несколько дней спустя после разговора Родиона с Соней, в ночь на 20-е июля стреляется Свидригайлов, а вечером того же дня Раскольников приходит на Сенную площадь, где целует землю, а потом отправляется в полицейскую контору и сознается в убийстве, потому что теория его мертва, нет надежд на лучшую жизнь, и нечего больше терять. Отправившись на каторгу, Раскольников чуждается всех людей, холодно относится к Соне, его не любят. Однако каторжники полюбили Соню, которая возлюбила каждого, доверяли ей. Тупая, уже не яростная злоба говорит в Родионе, он не раскаивается, он недоумевает, почему люди не поняли его теорию, не приняли ее. Он считает единственной своей ошибкой то, что он сознался в убийстве и пришел в полицейскую контору; именно поэтому он – тварь дрожащая. Главный герой видел пророческий сон, ознаменовавший крушение теории. Спустя год каторжной жизни Родион понял, что бесконечно любит Соню и жизни без нее не видит, а она так же бесконечно любит его. «Они оба были бледны и худы;но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновлённого будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Полюбив, Раскольников постепенно перестал ненавидеть весь мир, полюбил людей, а люди полюбили его. Он понял, что личное счастье не может быть единственной целью существования, настоящее счастье человек постигает через страдания – любовь. «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен. » Обновлено: Опубликовал(а): urtghsdl Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|