Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Что является на ваш взгляд более важным в процессе познания: разум или чувственный опыт? (Сочинение на свободную тему)

Познание — это неотъемлемая часть развития общества, это процесс, в ходе которого человек приобретает знания об окружающем мире. Но как именно человек познает мир? Что в познании важнее чувственное восприятие или разум?

Философы средневековья задумались над этим вопросом, в результате сформировалось два направления: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм — это то направление теории познания, согласно которой чувственный опыт является единственным источника познания. К представителям эмпиризма относятся: Галилей, Фрэнсис Бэкон (родоначальника нового эмпиризма), Гоббс, Локк, Беркли, Юма и многие другие. Рационализм, напротив, направление, в котором утверждается, что источником истинного знания является разум.

Позже свою теорию выдвинул Иммануил Кант, он рассмотрел значимость и чувственного опыта и разума, причем разум, согласно его теории, познавательная способность, которая может руководить рассудком, высшая форма сознания.

На мой взгляд, в познании одинаково важно и чувственное восприятие и разум, я считаю, что только в совокупности они могут дать полную картину мира, и что они оба участвуют в познании мира человеком.

Если обращаться к теориям философов средневековья, мне будут ближе взгляды Канта.

Несомненно, так или иначе большую часть информации мы получаем с помощью сенсорного восприятия. Например, мы чувствуем запах, видим внешние качества, допустим, какого-то плода и понимаем, что он может быть съедобным. Попробовав на вкус, мы получаем новую информацию. То есть получается, что в данном примере, человек получает изначальную информацию с помощью органов чувств. Однако мысль о том, что плод может быть съедобным, возникает с помощью разума. В дальнейшем человек может развивать идеи о том, что сделать с этим плодом, например, что его можно приготовить. Человек находит какой-то способ усовершенствовать изначальный плод, пробует полученное блюдо и получает новые вкусовые ощущения. Таким образом, сначала с помощью разума человек подумал о том, что еду можно приготовить, а затем получил чувственные ощущения. Итак, в познании человек использовал и чувственный опыт и разум.

Чувственный опыт и разум взаимосвязаны. Возьмем, к примеру, тарелку. Потрогав её, человек будет ощущать лишь предмет, который изготовлен из керамики или стекла, имеет округлую форму и какой-то вес. Запах отсутствует. Посмотрев, он убедится в том, что осязание его не обмануло, но без помощи рационального мышления, он не поймет что перед ним тарелка.

Рассмотрим другой пример. Человек, который потерял зрение в течение жизни, до этого момента получал информацию о мире, и у него сложились конкретные образы объектов, людей, цветов и т. д. То есть чувственный опыт был преобразован с помощью разума, и даже после того, как человек перестал видеть и получать информацию от органа чувств, он все равно может воспроизводить образы у себя в голове. Человек же, который слепой с рождения не сможет представить, допустим, какой-то цвет, ведь он никогда его не видел и не сможет воспроизвести его только с помощью разума. Полноценную информацию человек сможет получить только в совокупности чувственного опыта и разума. Можно провести даже эксперимент чтобы доказать взаимосвязь между способами познания мира.

Поставить человека на пол, завязать глаза, заткнуть уши и так далее. Он перестанет воспринимать информацию о мире вокруг себя. Подопытный сможет лишь придумать у себя в голове окружающее его пространство. Но будет ли оно достоверным? Затем стоит дать ему возможность потрогать руками, посмотреть, услышать все то, что его окружает — и он получит информацию, но лишь с помощью разума он сможет её обработать и получить сведения. Этим экспериментом можно доказать и подтвердить то, что эти два способа познания окружающего мира дополняют друг друга.

В общем и целом можно сказать, что познание мира посредством органов чувств и познание мира с помощью мышления могут существовать по отдельности друг от друга, но для человека необходимо чтобы данные способы познания работали вместе — именно таким образом человек получает полную и действительную картину всего того, что окружает его.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.