|
Людмила Улицкая «Русское варенье» (Читательский дневник)«Русское варенье» — это достаточно оригинальный ретеллинг «Вишневого сада». Лепехины, классические «интеллигенты», живут на даче доходами от сдачи московской квартиры, продажи продуктов и переводов Натальи Ивановны. Потомки чеховского купца Ермолая Лопахина не в пример своему знаменитому предку ленивы, рассеянны и безалаберны. Предметы валятся у них из рук, они не способны к целенаправленной усердной работе. Всё, к чему Лепехины прикасаются, портится, рассыпается, разрушается. Любая их деятельность провальна. Если герои что-то и делают, то спустя рукава. По мнению домоправительницы Марии Яковлевны, для куличей на продажу годятся и поднятые с пола битые яйца, варенье, куда попала мышь, можно простерилизовать или освятить и продавать. Не включая предприимчивого Ростислава и его жены, живущих отдельно, единственный работающий человек в семье — Наталья Ивановна — и та переводит второсортные романы, причем плохо. Её дочери вовсе не желают трудиться. Старшая Варвара, фанатичная христианка, не собирается работать на государство, развалившее Советский Союз; средняя Елена, казалось бы, ищет, но никак не находит устраивающую её должность, а младшая язва Лиза оказывает интимные услуги по телефону. У мужа Елены на уме одни чакры. Дюдя, брат Натальи Ивановны, потихоньку спивается, в чем ему помогает работник Семен, высасывающий из семейства последние соки. Однако Лепехины не пытаются что-либо исправить. Они лицемерно цепляются за полуистлевшее родовое гнездо. Ростиславу едва удается их переселить. В финале к тому же выясняется, что Дюдя продал собутыльнику за бесценок «имение, прекрасней которого ничего нет на свете». В «Русском варенье» поднимаются те же, в сущности, темы, что и в «Вишнёвом саде», просто в переосмысленном виде. Лепехины проедают плоды усилий предшествующих поколений, не двигаясь вперед и не создавая ничего нового. Они почему-то считают себя аристократами, гордятся тем, что даром получили в наследство. Ничего своего у них нет. Каждый герой зациклен только на себе любимом и не слышит остальных в семье. В конце пьесы бедственное положение Лепехиных незаслуженно поправляет сила извне, сами же герои никак не изменились внутренне и не извлекли из произошедшего урока. Произведение изобилует деталями. Сломанные сгнившие стулья бессмысленно передвигаются с места на место. Орущая кошка Мурка, символизирующая Лепехиных, не слезает с вершины дерева и не позволяет снять себя оттуда. А в странную вибрацию, предвещающую гибель дачи, никто, кроме Марии Яковлевны, толком не вслушивается. Нельзя не упомянуть и того самого русского крыжовниково-вишнёво-мышиного варенья, давшего заглавие пьесе. Отношение героев к нему очень хорошо их характеризует. Обновлено: Опубликовал(а): Леди Алина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|