|
Ю. Левитанский «Меж двух небес» (Анализ стихотворения, стиха)Стихотворение Юрия Левитанского «Меж двух небес» написано в XX в., в эпоху расцвета модернизма в русской литературе. И, как и полагается, произведение унаследовало некоторые его черты: во-первых, отметим внешнее оформление стихотворения — с первого взгляда заметно членение некоторых стихов на две строки и их начало со строчной буквы — всё это несвойственно для бывших ранее литературных течений; во-вторых, в смысловой составляющей стихотворения видно искажение действительности многочисленными художественными образами и отрицание классических традиций в пользу настоящего времени, а в поэтической речи используется язык символа, что производит на читателя впечатление загадки и неопределённости и подталкивает его к их решению. Произведение полно размышлений о скоротечности жизни и о её ценности для человека. Ю. Левитанский призывает читателя переосмыслить своё существование и стремиться прожить его ярко, постоянно насыщая свежим опытом и впечатлениями, иначе жизнь перестанет иметь значение перед лицом смерти: «Ну что ж, мой друг, двух жизней нам не жить, и есть восхода час и час захода». Всё это свидетельствует о принадлежности стихотворения к разряду философской лирики. Образ лирического героя произведения неразрывно связан с эмоциональным состоянием самого автора, а потому лирическим героем стихотворения является сам Ю. Левитанский, который, став зрелым и опытным человеком, осознал быстротечность жизни и теперь делится им с нами. Он чувствует, что его «закат» близок, и оставляет наставление читателю («но выбор есть»), которое мотивирует его к действию, к тому, чтобы и его жизнь была воспета. Жанровая специфика стихотворения сводится к посланию для потомков, что говорит о таящейся внутри поэта надежде на светлое будущее в их выдающихся делах. Стихотворение состоит из четырёх строф — композиционных частей, написанных пятистопным ямбом с полукольцевой рифмовкой (первый и четвёртый стихи не рифмуются) каждая из которых характеризуется особой смысловой нагрузкой, образами, символами и системой изобразительно-выразительных средств. Так, в первой части Ю. Левитанский вводит нас в курс дела и поднимает вопрос старения человека («стремительно старея, живёшь на этом тесном пятачке»). Он говорит об однообразии человеческой жизни, постепенно подводя мысль к необходимости от него избавиться: «живёшь на этом тесном пятачке, в двух зеркалах бессчётно повторяясь и постепенно в них сходя на нет». Здесь нельзя не отметить образность поэтического языка — стихотворное вещание начинается с анафоры («меж двух небес (начала и конца), меж двух стихий (как в кресле брадобрея — меж двух зеркал») и сравнения («как в кресле брадобрея — меж двух зеркал»), однако самым значимым языковым средством в произведении является развёрнутая метафора — в кресле брадобрея вместо реальности мы будем находиться на протяжении всего стихотворения. Во второй строфе поэт раскрывает суть символического образа зеркал, который он создал в первой части, и их содержимое, в этом ему помогают анафора и парцелляция: «Две слоя ртутной амальгамы. Вот тайна и разгадка этой драмы». Неслучайно именно на зеркалах акцентирует внимание автор — в славянской мифологии зеркало означает связь с потусторонним миром, и Ю. Левитанский в очередной раз напоминает нам о том, что всё сущее переплетено — начало с концом, а жизнь — со смертью. Поэт приводит в пример жизни известных деятелей — Горация и Катулла, Шекспира и Данте, которые когда-то так же, как и все, сидели в кресле брадобрея и «ушли», но «навек воскресли и в глубине зеркал остались жить» в своих гениальных трудах, предвосхитив дальнейший расцвет человечества. Третья часть начинается с обращения лирического героя к читателю — говоря о том, что «приходит наше время», поэт выражает надежду на последующие поколения, у представителей которого есть возможность оставить такой же яркий след в истории человечества, как оставили Гораций, Катулл, Шекспир и Данте, и даже ярче, если эти поколения «побрить и освежить». Ю. Левитанский в очередной раз подчёркивает важность самовыражения людей в строках о мимолётности всего сущего: «и вдруг поймёшь — ты жизнь успел прожить, и, задохнувшись (годы пролетели), вдруг ощутишь, как твоего чела легко коснулись вещие крыла (синекдоха) благословенной пушкинской метели (имеется в виду метель из одноимённой повести А. Пушкина, которая кардинально изменила судьбу героев). И в заключительной строфе поэт дружески напоминает читателю о том, что «двух жизней нам не жить», поэтому ему следует вовремя воспользоваться дарованной свыше «дивной свободой» (эпитет) и самостоятельно предопределить свою судьбу (« в том выборе, где голову сложить»), оставив после себя богатое наследие для потомков. Таким образом, в стихотворении «Меж двух зеркал» Ю. Левитанский пытается донести до нас важнейшую мысль — второго шанса на жизнь не будет, а следовательно — лучшее время развиваться и создавать великие вещи именно сейчас, ведь человек не может знать, когда окажется на другой стороне зеркала, но он всегда может выбрать — обретёт он там бессмертие в своих прижизненных трудах или бесследно исчезнет. Обновлено: Опубликовал(а): freedom of speech Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|