|
«Овод» Э. Войнич (Читательский дневник)Этель Войнич и её бессмертный роман «Овод». Это начало девятнадцатого века, народные волнения, национальные противоречия и буйство против церкви. Риваерс Овод, кто это такой с точки зрения психологии личности? В первой части книги мы узнаем, что это был молодой человек, полный жизненной энергии и любящий всех вокруг. Однако после неких определенных событий, для него на то время трудных в моральном плане, а в частности нахождения в тюрьме, осуждения общества, расторжения любовных отношений и, главное, «предательства» от самого близкого человека — монаха Монтанелли, который выдал его тайну жандармам, герой поддаётся слабости и на полном серьёзе решает закончить жизнь самоубийством. Артур всё же находит в себе силы и без ведома знакомых уплывает в другую страну. Странный ли это поступок? — смотря, о чём говорить. Поставив себя на место молодого парня, наверно, не каждый бы так сделал, ведь для того, чтобы начать «новую» жизнь, когда рушится всё вокруг, нужна смелость, которой, к счастью, данный герой не обделён. А это говорит о уже состоявшейся или начинающей строиться сильной личности, хотя со своими противоречиями. Итак, вернёмся к тексту. Уехав жить в Южную Америку, Овод подвергается сильнейшему физическому и моральному насилию. Риваерса жестоко избивают кочергой, но он всё равно продолжает свой тяжёлый жизненный путь, что им двигает, поговорим дальше. После такого случая парень становится, практически, инвалидом. Но это только начало «черной полосы». Потом, некогда студент идёт работать на сахарных плантациях, но и тут люди не доброжелательны, а наоборот свирепы и беспощадны. К Артуру они относятся даже хуже, чем к слуге или собаке, постоянно над ним издеваются. Но герой уже обладает терпеливостью, он с достоинством проживает удары судьбы. На этом тоже всё не заканчивается, а только набирает обороты. Дальше следует бродячий цирк, выступления в роли клоуна-горбуна, обращённые к нему насмешки и унижения. Здесь у Овода наступает некий переломный момент, то есть мужчина падает духом и снова задумывается о смысле жизни и о её продолжении. Однако, как я говорила раньше, им движет внутренняя сила и не совсем благородные помыслы. На этом автор решает закончить мучительные для прочтения и осознания события из жизни Риваерса, но мы все прекрасно понимаем, что скорее всего это не полная справка данного периода становления психологического состояния человека. Давайте всё же оставим те издевательства и перейдём на новый этап, описанный во второй части книги. Овод, переезжает, получает звание человека и уважение небольшой массы народа, становится писателем. «Насмерть раненный, он выработал в себе яд сатиры и жалит своим сарказмом». Его как раз приглашают члены партии, с целью помощи в борьбе с действующей властью. Из характеристики других героев Риваерс стал безжалостным, грубым, даже мерзким, непохожим на других, этот человек, не общается с людьми так, как они привыкли. Только Джемма, девушка, входящая в этот кружок, почувствовала в нём что-то особенное и посчитала его мужчиной, который выше других, который имеет иные, глубокие мысли. Однажды, на прогулке она увидела в Оводе своего, прежнего Артура, его те же глаза, руки и испугалась, думая о своём сумасшествии. Феличе Риваерс тоже понимает с кем он общается, сдерживает порывы страсти, не выдает своего прошлого, ведёт себя со старыми-новыми знакомыми непринуждённо и холодно. Хотя нет, говорить о холодности к Джим нельзя, мужчина впервые за долгие годы «оттаивает» и рассказывает о своих мучениях, впервые уважает человека — женщину. Но вскоре его начинают преследовать недавние болезни: приступы невыносимой боли, и опять же, когда врач предлагает обезболивающие, герой не берёт опиум, ссылаясь на свою стойкость. После этого он открывается, как бы открывает свои планы и главные цели, просит помощи и поддержки со стороны Джеммы. Итак, теперь поговорим об этих планах и реальных намерениях, а также обоснованных качествах данной сложно-сильной личности. В последствии побега из прошлого и после прощания со своим отцом, о положение которого на моменты детства и юности Артур ничего не знал, он решает во чтобы то ни стало ему отомстить. Отомстить за ложь и нечестность, к которой его так долго призывали. Риваерс планирует «восстать» против церкви, а главное против Монтанелли. Он распространяет мысль, что Бога нет и преклоняться ему бессмысленно и даже низко. Как всем известно: месть подлое чувство, оно побуждает причинять людям вред, а значит, не сулит ничего хорошего. Овода можно назвать несчастным, ведь он не видит радостей в жизни, почти не проживает её, им движет только жажда мести. После долгой подготовки, упорной работы, мужчина вместе со своими сообщниками всё же совершает террористические действия. Стреляет в людей на главной площади города, однако его планы рушатся, когда на помощь полиции приходит уже известный нам священник, отец героя, который закрывает собой траекторию и не даёт свершиться ещё одному убийству или ранению. Следовательно, в Оводе остались человеческие качества, он побоялся своего учителя, или, скорее всего в этот момент ему просто стало жалко старика, несмотря на продолжительную ненависть. Не упустив момента, полиция схватывает Артура и лишает свободы. Немалую роль в части романа, посвященной тюрьме, играют работники дефензивы, которые относится к Оводу сначала с ненавистью, но вскоре поддаются его влиянию и начинают любить заключённого, уважать, пытаться помочь, однако страшатся майора, не допускающего никаких осечек. Овод в это время даже не думает о провале своего плана и живёт только мыслями о побеге, однако не делает глупостей, он ждет повелений со стороны Джеммы и её знакомых. Когда выдаётся такая возможность, мужчина старательно выполняет все нужные действия. Но в этот не подходящий момент его снова настигает жгучий приступ мучительной болезни. Превозмогая свои силы, Артур всё же сбегает и, практически сразу, теряет сознание от болевого шока. Полуживого опять возвращают и отдают тюремному врачу. Через несколько дней он приходит в себя и терпит ужасные боли. К тому же, для уверенности майор приказывает приковать Овода к кровати и не давать ему обезболивающего. Через некоторое время сильных мук к нему приходит Монтанелли. И тут завязывается страшный, наверно, самый важный разговор этих двух героев. Риваерс долго держится, пытаясь не выдать своей личности, но сдаётся и рассказывает, что он, тот самый Артур. Священник вспоминает мучения, скорбь, бессонные ночи по якобы умершему сыну, предлагает заключённому свои возможности, хочет того освободить, как бы извиняясь за совершенные некогда деяния. Но наш мстительный больной, не смотря на страдания и жажду свободы, помнит свою цель, помнит бродячий цирк, помнит сахарные плантации и кочергу матроса, от ударов которой мучается по сей день. Овод становится жестоким, хочет отыграться и ставит Монтанелли перед серьёзным выбором. Он предлагает отцу, либо отказаться от церкви, то есть признать, что Бога нет, и стать прощённым Артуром, либо не делать этого и продолжать церковные дела, но отказаться от любимого сына, а именно дать разрешение на завтрашний военный суд, на котором Овод будет расстрелян. Монтанелли не может поверить, что его некогда «живой» Артур, мальчик с огоньками в глазах, не опытный и простой студент превратился в Феличе Риваерса, стал железным, злым, сильным, что мужчина предлагает на то время неадекватные, не принятые обществом атеистические идеи. Монах не может осознать происходящее и уходит без ответа. Артур хорошо знает старика, понимает, что отвергнуть веру в Бога тот не сможет. Поэтому с утра он спокойно воспринимает весть о ближайшей погибели и даже с улыбкой идёт на смертную казнь. Ведь, несмотря на разрушенный первый план мести, Артур всё равно добился своего. Любящие его сотрудники тюрьмы не могут убить заключённого и дают промахи в разные части тела. Насквозь раненый герой умирает достойно, не прося о помощи и до последнего изображая хорошо наигранное веселье. После чего Джемма получает письмо, написанное ранее Оводом и узнаёт, кем он был на самом деле. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Соломенникова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|