|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XX века
Анализ «Дом над морем» Дашевской (Литература XX века)В рассказе «Дом над морем» Нина Дашевская поднимает вечные проблемы природы. Автор показывает, как отношения людей, их поступки или события влияют на гармонию природы и человека. Проблемы связи человека и природы представлены читателю в анализируемом произведении. По жанру это произведение можно отнести к рассказу. Небольшой объём, одно событие в основе сюжета, малое число персонажей (буквально два главных героя), интерес автора к определённой теме и решение главного вопроса — всё это признаки, характерные рассказу. Основная мысль автора раскрывается к концу рассказа. Нина Дашевская показывает, как поступки людей могут повлиять на стихию природы. Так, море злилось и бушевало прямо у дома, билось о мёртвые, немые камни, оттого, что Джордж и старик не могли найти контакт, казались друг другу чуждыми, несмотря на родственную связь. А на пляже море было спокойным и размеренным. Но море успокаивается, как только Джордж начинает по-настоящему играть на пианино. Старик, называя его Георгием, теперь считает мальчика родным. Здесь образ моря — это олицетворение человеческих отношений. Именно для того, чтоб более полно передать обстановку в доме над морем, раскрыть образ, автор пользуется литературными приёмами. Так, например, психологический параллелизм — противостояние состояние природы и состояния человека. Как далеки друг от друга старик и правнук! Неспроста Нина Дашевская употребляет лексику: «фотографирует, щёлкает кнопками на телефоне» — это ещё раз подчёркивает полярность старика и мальчика, подтверждает мысли о том, что «они разговаривают на разных языках». Развитие основной мысли о единстве человека и природы передаётся на протяжении всего рассказа. Начиная с экспозиции — описания дома, «прилепленного к скале», моря что «набрасывается на скалы, кипит и бурлит, будто злится на всех», конфликта здесь ещё как такового нет, но намечаются предпосылки к нему. Переходя к завязке и развитию действия – непониманию старика, почему мальчик «не выпускает из рук модную игрушку — телефон», раздумий о том, как бы его «расшевелить» и сравнение его с «инопланетянином», ведь старик совсем не может наладить контакт с правнуком. Здесь явно отражены противоречия между персонажами и раскрытие их характеров. И наконец, добравшись до кульминации рассказа — сцены игры Джорджа на пианино, мы достигаем момента высшего напряжения действия. В этой сцене особенно ярко выражены эмоции конкретные эмоции прописать старика, его мысли и переосмысливание мнения о правнуке. И конечно, главное событие — море в один момент перестаёт злиться и шуметь. Наступает развязка: старик, очарованный игрой на пианино, просит мальчика сыграть ещё, называя его своим именем: «— Поиграй ещё, Георгий, — попросил старик. Сам не понял, почему назвал мальчика по-другому, своим именем. — Поиграй. Поговори с ним…». Это момент разрешения конфликта и завершения событий, связанных с ним. В финале автор вводит эпилог, как внизу по пустынному пляжу идут двое. Они замечают мелодию пианино, доносящуюся с гор, и отмечают: «море сегодня, какое тихое, смотри»… Действительно, Нина Дашевская полностью права. Связь природы и человека существует. Мне кажется, что именно взаимосвязь природы и человека подталкивает людей к размышлению над этим вопросом. И дело даже не в научных познаниях. У людей есть важная духовная потребность — наслаждение завораживающими видами природы, шумом моря, кипением волн. И потребность эту необходимо удовлетворять. А сделать это возможно только лишь при условии полной гармонии человека и природы. Обновлено: Опубликовал(а): Katerina Petrova Внимание! Спасибо за внимание.
|
|