Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ «Дом над морем» Дашевской (Литература XX века)

В рассказе «Дом над морем» Нина Дашевская поднимает вечные проблемы природы. Автор показывает, как отношения людей, их поступки или события влияют на гармонию природы и человека. Проблемы связи человека и природы представлены читателю в анализируемом произведении.

По жанру это произведение можно отнести к рассказу. Небольшой объём, одно событие в основе сюжета, малое число персонажей (буквально два главных героя), интерес автора к определённой теме и решение главного вопроса — всё это признаки, характерные рассказу.

Основная мысль автора раскрывается к концу рассказа. Нина Дашевская показывает, как поступки людей могут повлиять на стихию природы. Так, море злилось и бушевало прямо у дома, билось о мёртвые, немые камни, оттого, что Джордж и старик не могли найти контакт, казались друг другу чуждыми, несмотря на родственную связь. А на пляже море было спокойным и размеренным.

Но море успокаивается, как только Джордж начинает по-настоящему играть на пианино.

Старик, называя его Георгием, теперь считает мальчика родным. Здесь образ моря — это олицетворение человеческих отношений.

Именно для того, чтоб более полно передать обстановку в доме над морем, раскрыть образ, автор пользуется литературными приёмами. Так, например, психологический параллелизм — противостояние состояние природы и состояния человека.

Как далеки друг от друга старик и правнук! Неспроста Нина Дашевская употребляет лексику: «фотографирует, щёлкает кнопками на телефоне» — это ещё раз подчёркивает полярность старика и мальчика, подтверждает мысли о том, что «они разговаривают на разных языках».

Развитие основной мысли о единстве человека и природы передаётся на протяжении всего рассказа. Начиная с экспозиции — описания дома, «прилепленного к скале», моря что «набрасывается на скалы, кипит и бурлит, будто злится на всех», конфликта здесь ещё как такового нет, но намечаются предпосылки к нему. Переходя к завязке и развитию действия – непониманию старика, почему мальчик «не выпускает из рук модную игрушку — телефон», раздумий о том, как бы его «расшевелить» и сравнение его с «инопланетянином», ведь старик совсем не может наладить контакт с правнуком. Здесь явно отражены противоречия между персонажами и раскрытие их характеров. И наконец, добравшись до кульминации рассказа — сцены игры Джорджа на пианино, мы достигаем момента высшего напряжения действия. В этой сцене особенно ярко выражены эмоции конкретные эмоции прописать старика, его мысли и переосмысливание мнения о правнуке. И конечно, главное событие — море в один момент перестаёт злиться и шуметь. Наступает развязка: старик, очарованный игрой на пианино, просит мальчика сыграть ещё, называя его своим именем: «— Поиграй ещё, Георгий, — попросил старик. Сам не понял, почему назвал мальчика по-другому, своим именем. — Поиграй. Поговори с ним…». Это момент разрешения конфликта и завершения событий, связанных с ним. В финале автор вводит эпилог, как внизу по пустынному пляжу идут двое. Они замечают мелодию пианино, доносящуюся с гор, и отмечают: «море сегодня, какое тихое, смотри»…

Действительно, Нина Дашевская полностью права. Связь природы и человека существует. Мне кажется, что именно взаимосвязь природы и человека подталкивает людей к размышлению над этим вопросом. И дело даже не в научных познаниях. У людей есть важная духовная потребность — наслаждение завораживающими видами природы, шумом моря, кипением волн. И потребность эту необходимо удовлетворять. А сделать это возможно только лишь при условии полной гармонии человека и природы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.