|
Франсин Проуз роман «Голубой ангел» (Читательский дневник)Главный герой романа Франсин Проуз «Голубой ангел» — профессор Теодор Свенсон. Он ведет курсы по литературному мастерству. На занятиях профессор разбирает вместе со студентами их рассказы. Ученики Свенсона отчаянно жаждут блеснуть свежей оригинальной мыслью, поэтому в их опусах чего только не находится. Однако профессора это не впечатляет. Он старается помочь им отточить свои навыки, но не видит среди них настоящих талантов. Вплоть до определенного момента. Студенты не сознают, что для стоящего произведения, способного зацепить читателя, затронуть какие-то струны его души, вовсе не обязательно вводить эпатажные элементы. Ведь суть не в них. Шокирующие подробности, в конце концов, должны нести смысловую нагрузку, а не просто отвлекать внимание от откровенно слабого и бездарного сюжета. Тот же Чехов, которого многократно приводит в пример профессор, сумел оставить след в истории и без всей этой шелухи. Свенсон в прошлом был достаточно знаменитым писателем. Но сейчас он находится в творческом кризисе. И вот его студентка Анджела Арго начинает приносить ему главы своего романа. Свенсон, поначалу настроенный скептически, быстро убеждается в том, что Анджела пишет отлично, у нее есть шанс прославиться. По мере того, как профессор знакомится с произведением девушки и с ней самой, в нем возникает сложное запретное чувство, в котором и восхищение романом, и желание разгадать загадку Анджелы, и толика зависти, и плотское влечение. Эта влюбленность, с одной стороны, погубит Свенсона. Он останется без работы, лишится горячо любимой жены Шерри и всех друзей, будет порицаем общественностью, унижен, смешан с грязью. Но с другой стороны, профессор наконец выдернут из череды однообразных дней, наполненных опостылевшим преподаванием и бесплодными попытками вернуться к творчеству. Люди вокруг него будто сняли маски и показали истинные лица во время так называемого «суда» над Свенсоном. Они, силясь очернить профессора, принялись выискивать тайный смысл во всех его словах и действиях, перечислять грехи Свенсона, реальные и мнимые. Коллеги и студенты напрочь позабыли про положительные черты характера главного героя. Обвинители представили Свенсона «старым расчетливым развратником», а Анджелу — несчастной жертвой. Однако дело обстоит не так просто. Не стоит полностью оправдывать профессора. Где-то внутри он понимал, чем закончится его сближение с Анджелой. Свенсон так и не выяснил, какая же она на самом деле, слишком много в ней было противоречий. На первый взгляд девушка манипулировала героем, сделала его средством достижения своей цели. Но могла ли Анджела чувствовать что-то к Свенсону? Ведь она утверждала, что он её любимый писатель, черпала из его биографии детали для своего романа, в котором, между прочим, героиня — девочка, влюбленная в учителя. Так или иначе, на «суде» Анджела также играет роль. И едва ли девушка — действительно «кровожадный убийца», как думает о ней Свенсон. Пожалуй, краешек натуры проступает только в её творчестве — упомянутом романе и стихах откровенного содержания. Анджеле противопоставляется дочь Свенсона Руби, с которой у него натянутые отношения. Когда-то профессор, пусть и желая добра, вмешался в жизнь дочери, та этого не простила. Насколько Анджела привлекательная, утонченная, эрудированная, уверенная, свободная, настолько же Руби неуклюжая, угловатая, глуповатая, закомплексованная, зависимая. Свенсон постоянно проводит сравнение между девушками, далеко не в пользу дочки. Он ощущает себя обязанным выполнять отцовский долг, но это тяготит его. Шерри вменяет мужу в вину равнодушие к ребенку. Руби раньше пыталась обратить внимание отца, но не преуспела, поэтому замкнулась в себе и отстранилась от родителей. Свенсону очень стыдно перед женой за предательство. Долгие годы брака не охладили их любовь. Профессору горько оттого, что он променял верную, чуткую, заботливую Шерри на пустую, ветреную, корыстную девицу. Когда Свенсон собирается признаться жене в измене, она догадывается прежде, чем он успевает сказать ей, настолько хорошо Шерри знает мужа. Профессор же зачастую вымещал плохое настроение на супруге, эгоистично игнорировал её чувства, не ценил до того самого мига, как потерял. В финале Свенсон словно достигает просветления, избавившись от сковывавших пут. Отныне он одинок, но свободен. От заблуждений, от условностей, от лишних людей. Символом этого выступает встреченная теперь уже бывшим профессором олениха, «знак надежды, надежды на будущее, и прощения». Обновлено: Опубликовал(а): Леди Алина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|