|
Духовные поиски Пьера Безухова по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)1. Почему произошло разочарование Пьера в масонстве? Чего ожидал он? Чем на самом деле оказалось братство вольных каменщиков? После дуэли с Долоховым и разрыва с женой Пьер Безухов находится в поисках правды и смысла жизни, ищет нравственного очищения: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего нужно жить и что такое я? Что такое жизнь, что такое смерть? Какая сила управляет всем?». Герою ненавистна собственная жизнь, растраченная в буйных кутежах и фальшивых светских приемах. Поэтому Пьер легко доверяется незнакомому старику, предлагающему масонство, как решение всех его духовных проблем. Семь добродетелей масонства — скромность, повиновение, добронравие, любовь к человечеству, мужество, щедрость и любовь к смерти, становятся идеалами, к которым стремится Безухов. Однако "учение равенства, братства и любви" не может удержать героя от распущенности, не вызволяет из нравственных бед. К этому времени герой разочаровывается в братьях-масонах: в отличие от Безухова, щедро жертвующего деньги на милостыню и содержащего петербургский дом бедных, остальные члены ложи были скупыми, ничтожными людьми. Карьеризм, ханжество, лицемерие, свойственные высшему свету, проникают и в среду «вольных каменщиков». В попытках привлечь «братьев» к активным действиям герой отдает на развитие масонства миллионы, стремится облегчить положение крестьян, однако его деятельность оказывается бесплодной.
2. Как показывает Л. Н. Толстой духовный рост Пьера во время Отечественной войны 1812 года? Отечественная война 1812 года становится переломным моментом в жизни Пьера Безухова. Желание быть сопричастным к патриотическому подъему, захлестнувшему всю Россию, побуждает героя снарядить на свои деньги ополчение и лично отправиться на фронт. Находясь на четвертом бастионе, Пьер становится свидетелем Бородинской битвы. Описание сражения ведется от лица Безухова неслучайно: глазами невоенного человека мы видим всю жестокость страшного боя и понимаем бессмысленность этого насилия. Потрясенный самопожертвованием и рвением простых солдат, Пьер проникается патриотизмом и глубокой ненавистью к Наполеону. И пускай его решение убить Бонапарта кажется наивным и глупым, в нем проявляются героические черты героя. Безухову выпадает испытать плен, физические и душевные мучения, унижения. Выйти из душевного смятения Пьеру помогает встреча с Платоном Каратаевым. Философия простого мужика, «народное сознание», играет решающую роль в нравственных поисках героя. Наконец, Пьер осознает истину, которую так долго искал: каждый человек имеет право на счастье и должен быть счастливым. «. . . Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем и потому. . . бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей». Обновлено: Опубликовал(а): Saliko Внимание! Спасибо за внимание.
|
|