Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какие эпизоды романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора? С опорой на текст произведения (ЕГЭ по литературе)

Классическое произведение литературы — это предмет для изучения, к которому могут обращаться не только филологи и эксперты, но и художники-иллюстраторы. Мастерски владея кистью, вдохновленный «вечными образами» живописец способен изобразить на полотне сцену таким образом, что те детали, которые были упущены при первом прочтении, выносятся на передний план, и читатель по-другому наблюдает их. Художник здесь как бы является продолжателем дела писателя. Для него становится важной задачей объединить все свои работы одной общей темой, помогающей глубже раскрыть мысль писателя и проанализировать произведение вновь.

Идея, которую развивал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание», на мой взгляд, заключается в том, каким образом падший человек может возродиться нравственно и вновь начать жить по совести.

Автор уверен: этому не произойти, если отсутствует поддержка — родственная душа, которая поможет и в случае надобности даже укажет на путь исцеления. Художественный образ Сони Мармеладовой был создан именно с этой целью, то есть с необходимостью показать, каким должен быть человек, который спасает духовно искалеченное существо, протягивает ему руку помощи. Таким образом она играет ключевую роль в произведении.

В первый раз увидел главный герой эту девушку среди толпы, собравшейся бесцеремонно в дверях квартиры Мармеладовых только с тем, чтобы поглазеть на умирающего отца её. Огромная масса народа закрывала собой пришедшую, черты которой, однако, можно было рассмотреть. Одета Соня была в позорно заявляющие о её роде деятельности наряды, которые нисколько не отличали её от окружающих здесь людей. Более того, герой Раскольников принимает девушку вовсе не за ту, кем она являлась на самом деле по устройству своего внутреннего мира. Её ангельский образ был опорочен гнусными сплетнями, которые оказали влияние на героя и сформировали у него некоторые предубеждения против неё.

Однако, как можно догадаться, первое впечатление всегда бывает обманчиво, и у художника есть возможность показать это на примере завязки данной сюжетной линии — любовной. Словно лучик света, входит Соня Мармеладова в жизнь Раскольникова, который был окружен прежде только мраком и неизвестностию: «Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния». Монохромным может быть представлен интерьер вокруг: маленькая комнатка, в которой едва видны из-за серого дыма очертания людских фигур, грязная и старая мебель, на ней — умирающий Мармеладов; возле него неясным силуэтом размещен священник, производящий исповедь; двери в другие комнаты отворены, и отовсюду выглядывают непрошенные гости; они теснятся у порога. Вдруг маленький огонечек вспыхивает среди всей этой безысходности. Это фигура Сони, испуганной и встревоженной, неподвижно стоящей на пороге комнаты, в толпе, и не смеющей войти. Вместе с тем она ярко и самоотверженно освещает все вокруг себя.

Выбрав предложенный фрагмент и проиллюстрировав его, художник может попытаться раскрыть значение образа героини в романе и показать, как необходима она была и Раскольникову, и всем «униженным и оскорбленным». Её свет всепрощения способен был исправить любое ложное впечатление, которое могло создаться у Родиона Романовича о ней.

Продолжает тему воскресения падшего человека очень важный фрагмент произведения — чтение Евангелия. Он становится некоей ступенькой на пути к возрождению героя. Читая о чуде Божием, о возвращении Лазаря к жизни, Соня как бы говорит Раскольникову, что в мире возможно все. Нужно лишь преисполниться верой и терпением.

Несмотря на то, что со дня страшного убийства процентщицы прошло достаточно большое количество времени, чуть ли не в два раза превышающее то, которое пролежал покойник Лазарь в пещере; несмотря на это в Раскольникове всё ещё теплится надежда на исцеление его собственной души. Иначе он не стал бы так настойчиво просить Соню прочитать ему сцену из Евангелия, придя к ней в её убогонькую квартиру. Внешним образом герой не проявляет никакого интереса к читаемому, тогда как девушка напротив него, склоненная над книгой, находится в глубочайшем волнении. Она надеется на то, что сможет пробудить в своем госте веру в настоящее чудо — духовное исцеление. С целью изобразить данную сцену художнику будет достаточно акцентировать внимание на портрете Раскольникова: его взгляд, полный равнодушия, направленный в сторону, его голова, подпираемая рукою, которая облокотилась на стол, где при тусклом, желтоватом свете свечи лежит раскрытая вечная книга; а также — на маленькой фигурке Сони, которая неподвижно сидит в это время напротив и горячо, с чувством читает заветные строки Евангелия. Обстановка вокруг такая же бедная, как и у Мармеладовых, мрачная: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».

Этот кульминационный момент произведения помогает читателю понять, каким образом героине всё это время удавалось сохранять в себе силу жить, будучи окруженной столькими ужасными людьми. Как ей удалось сохранить внутреннюю чистоту и не запятнать себя. Я уверена, что этот эпизод стоит проиллюстрировать каждому художнику, как наиболее значимый, предзнаменующий истинное возрождение героя. Здесь Раскольников вместе с читателем наконец узнает иную сторону жизни героини, душу которой предвзято полагал такою же испорченную, как и свою собственною.

Сравнив эти два фрагмента, можно прийти к выводу, что Соня Мармеладова является в романе именно той самой, которую называют родственной душой — спасением для героя. Без неё Раскольников не сумел бы вернуться к жизни и к людям вообще. Именно она пришла и посвятила себя ему полностью и именно тогда, когда это было более всего необходимо. Убеждения Сони, передававшиеся герою, помогли ему нравственно восстановиться. Запечатлев на полотне эти моменты столкновения света и тьмы, надежды и отчаяния, художник сможет добиться нужного эффекта: подробно изложить мысль писателя, заложенную в произведении, а также позволить читателю взглянуть на всё это вновь под иным углом.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.