Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Учитель — это не энциклопедический словарь, а… кто? (Школьные сочинения)

Вопрос о роли учителя в современном мире, пожалуй, самый животрепещущий. С приходом в нашу жизнь Интернета и компьютерных технологий в целом, мы всё меньше нуждаемся в учителе как в уникальном источнике знаний. Видеоконференции в Zoom заменили занятия в аудиториях, свободный доступ в электронные библиотеки любой точки планеты — письменное конспектирование с целью не упустить ничего важного. В реалиях Covid-19 компьютер стал основным инструментом обучения, электронным проводником в мир знаний. Казалось бы, фигура учителя в цепочке ученик-учитель-знания становится лишней, так как ученик имеет все ресурсы и возможности к получению необходимой информации. Однако не стоит забывать, что роль учителя в процессе обучения гораздо шире, чем просто делиться знаниями.

Профессия педагога — одна из наиболее древних в современном мире, возникла она в Древней Греции, где педагогом назывался человек, который присматривал за ребенком в семье, водил в школу и обучал дома.

Уже тогда на плечах учителя лежали две ключевые функции: обучение и воспитание. Эти два процесса в педагогической профессии неразрывно связаны, неотделимы друг от друга. Если процесс обучения понятие однозначное, то вот с процессом воспитания всё иначе: это понятие всеобъемлющее и вмещает в себя большое количество ролей и ипостасей, которые должны уживаться в учителе. Если учитель — это не только энциклопедия, источник знаний, то кто?

Учитель должен быть в первую очередь наставником. Человеком, который не просто вкладывает знания, а вдохновляет на открытие нового, вовлекает в процесс обучения и мотивирует ученика на успех личным примером. Наставник организует педагогический процесс таким образом, что у подопечного возникает потребность в получении знания: не имея ответов в готовом виде, ученик погружается в информационную среду, где ему нужно искать их самостоятельно, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. Как известно, самое ценное знание — то, которое ты добыл сам.

Для того, чтобы мотивировать ученика на успех личным примером, учителю нужно самому всегда находиться в процессе обучения. «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами», — говорил теолог, общественный деятель и миротворец Али Апшерони. Осваивание новых методик, технологий, внедрение инновационных технологий — это стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. Это внутреннее развитие учителя, которое всегда видно ученикам. Значит, учитель должен сам в какой-то мере быть учеником, подпитывать собственную жажду знаний, расширяя профессиональный кругозор.

Трудно переоценить роль учителя в воспитании. Работая с людьми, волей-неволей окунаешься в их проблемы, трудности, делишь радость и горе. Учитель — это психолог, умеющий «считывать» не только особенности характера, темперамента, но и душевное состояние своих учеников. Такая проницательность — путь к взаимопониманию, возможность найти правильные способы воздействия как в учебном, так и в воспитательном плане.

Современная педагогика выдвигает на первый план в процессе обучения личностно-ориентированных подход. Ученик реализуется как личность, процесс обучения выстраивается с учётом индивидуальных психологических особенностей, неповторимость каждого человека — вот отправная точка для поиска путей развития. Необходимо быть тонким психологом, чтобы эту неповторимость увидеть. Вообще человеческий фактор — один из определяющих в процессе обучения. Ученики, видя мудрость, богатый жизненный опыт и хорошее отношение учителя, начинают ему безусловно доверять, просят совета в определенных жизненных ситуациях, ищут понимания и делятся чем-то сокровенным. Вот это, пожалуй, высшая оценка работы педагога: для учеников он не только носитель знаний, он старший добрый товарищ, на которого они чаще всего хотят быть похожим или чей образ с теплотой проносят в сердце через всю жизнь. И здесь роль учителя, мудрого собеседника, психолога, становится чем-то сродни роли скульптора: в тёплых руках лежит податливый и благодатный материал, из которого создаётся великолепное творение. Да, это непростая работа. Какие-то произведения требуют легкой правки, а над какими-то приходится поработать более усердно и кропотливо, но результат — великолепное творение — то, ради чего возникла достойная профессия учителя.

Подводя черту, мы понимаем, что профессия учителя многогранна. Учитель как объёмный пазл, складывающийся из множества элементов, совмещает в себе ипостаси источника знаний, наставника, психолога, скульптора и даже ученика.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.