|
За что любить Илью Обломова? по роману Обломов (Гончаров И. А.)Знакомство с обязательным для школьной программы романом Ивана Александровича Гончарова ждет всех старшеклассников. Зачастую не слишком заинтересованные читатели и даже некоторые учителя литературы склонны трактовать «Обломова» с одной «единственно верной» точки зрения. Достаточно обозначить главного героя за «лишнего» человека, осудить в нем бездеятельность и принять, казалось бы, очевидный вывод: невозможно реализоваться в жизни, если собираешься провести большую часть своей жизни на диване. И вот уже готово одностороннее восприятие персонажа не как образа, а как типа, которому мы, конечно, ни в коем случае не должны подражать. Такое отношение к герою достаточно распространено за счет невнимательного чтения, навязанных кем-то трактовок или особенно популярного в наше время культа успеха, продуктивности и бесконечной деятельности, которая постоянно должна приносить пользу. Беглое знакомство с произведением на этом этапе могло бы завершиться, а все спорные вопросы рассеяться, ведь всё так просто и понятно. Но сам автор предвидит такую трактовку произведения и уже с первой страницы ненавязчиво предостерегает: «И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!». Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой». Уже в самом начале романа мы понимаем, что стоит более внимательно отнестись к Обломову и увидеть за простой ленью что-то большее. Возможно ли даже испытывать симпатию к герою? Обозначением образа жизни Обломова стало, впервые употребленное Штольцем, слово «обломовщина». Если рассматривать возникновение «обломовщины» только со стороны социальных проблем и вопросов взросления, то можно найти логичное и реалистичное объяснение этому явлению. Таким образом, Обломов вырос ленивым человеком, просто потому что с детства привык к постоянной заботе и мгновенному исполнению любой прихоти. Важнейшую роль в понимании характера Обломова и его идеалов играет «Сон Обломова». Этот эпизод дает читателю предварительную историю, описание детства героя. Мечта Обломова — жизнь в усадьбе, изолированном, идеальном, спокойном мире. С точки зрения социальных проблем, Обломов — символ уходящего старого уклада жизни, который привел героя к бездействию. Но тот же образ жизни сделал Обломова мягким, добрым, мечтательным, неспособным обратить внутренние чувства на достижение практических целей. Но причины «обломовщины» не исчерпываются социально-бытовыми мотивировками. Начало поисков этих причин лежит в рассмотрении первой главы. В ней явно видно отделение Обломова от окружающих, от пространства, где герой находится, от всего остального мира. Первую часть романа можно назвать развернутой экспозицией, потому что вся она посвящена знакомству с Обломовым. Даже условные посещения гостей служат больше описанию главного героя, чем их самих. Волков, представляющий светскую сторону жизни, Судьбинский, посвятивший жизнь карьере, литератор Пенкин. Все они оттеняют фигуру Обломова, показывая его чуждость всем сторонам жизни. Всех этих представителей типичных социальных ролей Обломов не понимает и даже жалеет. Герой не соглашается «растрачиваться» на бесполезную деятельность, тем самым оказываясь как бы выше всего этого. Своей сложностью и неоднозначностью Обломов выделяется на фоне простых типов, которых характеризует какая-то одна ключевая черта. Однако Обломов парадоксален в своих высказываниях. Он жалеет типичных представителей петербургского общества, спрашивает: «Когда же жить?». Но дело в том, что и сам Обломов по-настоящему не живёт. Несмотря на это, все деятельные посетители живут чтобы что-то делать, в то время как Обломов живет, чтобы жить. Он отказывается от навешивания на себя ярлыков уже в начале произведения, что подтверждается в его продолжении (в отличие от Ольги, он не радуется новой социальной роли жениха). При том, что герой мечтателен, он способен и рассуждать, и придумывать идеи, хоть им никогда и не суждено сбыться. Важно отношение Обломова к искусству. Сам герой не является ни поэтом, ни литератором по профессии, как Пенкин. При этом у Обломова есть свой взгляд на литературу. Он осуждает слепое стремление гостя писать в угоду публике и не принимает его рекомендаций, не собирается читать "Любовь взяточника к падшей женщине". «— Человека, человека давайте мне! — говорил Обломов. — Любите его...». "...Где же человечность-то? Вы одной головой хотите писать! — почти шипел Обломов. — Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью...". О чувствительности героя говорит и реакция Обломова на арию. «Casta Diva» упоминается в романе не один раз, вдобавок ещё до знакомства Обломова с Ольгой Ильинской. Герой очень чувствителен и не может слушать арию равнодушно. Это подтверждает эмоциональность Обломова и его трепетное отношение к искусству. Когда же он слышит эту арию в исполнении Ольги, его переполняют чувства, музыка отзывается в его душе. «От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами…». Неважно, видим ли мы в герое простую лень или стоящую за ней созерцательность и глубину мысли, каждый из нас, хотя бы отчасти, узнает себя в Обломове. Его образ жизни можно назвать особенностью русского мировоззрения и способа мышления. Поэтому сколько бы мы ни понимали недостатки этого персонажа, он продолжает оставаться для нас близким. Вместе с тем именно его многоплановость, неоднозначность образа, его приближенность к реальности вызывают у нас симпатию, понимание, узнавание. Хотя обломовщина и стала нарицательным обозначением инертности, лени, но вместе с тем и неспешной мечтательности, склонности к созерцательности, неторопливому образу мышления, мягкости души. В восприятии разных людей Обломов отличается, потому что герой стремится к идиллии, несуществующему утопическому покою, что граничит с апатией и застоем. Для современного культа «успешного успеха», о котором уже было сказано, Штольц стал бы идеалом человека. Для внимательного читателя Обломов — многогранный образ. Для послереволюционной России роман считался бы сатирой на всю русскую интеллигенцию. Для кого- то Обломов стал бы пережитком прошлого, для кого-то вечным явлением, для кого-то созерцателем, познавшим истину, а для кого- то своеобразным зеркалом. И всё же, несмотря на противоречивость Обломова, обломовщина, как явление, не осталась пережитком прошлого. На роман можно посмотреть с разных точек зрения, поэтому для каждого отдельно взятого читателя, для каждого поколения восприятие Обломова будет разным. Неизменно то, что эта фигура продолжает вызывать споры и продолжительные обсуждения, потому что откликается в сознании читателей. Обновлено: Опубликовал(а): ekaterina42 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|