|
Цицерон трактат «Оратор» (Античная литература)Марк Туллий Цицерон является центральной фигурой римского красноречия. Его жизнь отражает ненадежный, противоречивый характер жизни на грани республики и империи. Именно благодаря своему красноречию Цицерон смог войти в сенат и достигнуть высших должностей. Приехав в Рим в 90 г до н. э. в юношестве он всесторонне образовывался, изучая риторику, ораторское искусство, философию и греческий язык. Вовлечение в политическую жизнь полиса требовало от уполномоченных лиц некоторого риторического образования, т. е. риторика и политическая сфера были тесно связаны. Трактат «Оратор» является ответом на просьбу Марка Юния Брута разъяснить критерии, на которые основывается Цицерона, оценивая ораторов. Он описывает образ совершенного оратора, который мы «постигаем душой, а его отображение ловим слухом». Цицерон исследует то, каким он должен быть, отмечая, что в истории таким великим и славным оратором «быть может, никто и не был». Сочинение написано не в диалогической форме, как первые два философских трактата цицерона: повествование ведется от первого лица самого автора. Цицерон пишет о важности философского образования для оратора, без которого сложно отличить истинное от ложного, заметить противоречия и объяснить двусмысленное, т. к. философы дают «все обилие сырого материала для красноречия». Совершенный оратор должен уметь «слагать речь, руководствуясь вкусом слушателей», поэтому важно владение всеми тремя стилями речи (простой стиль, умеренный стиль и высокий стиль). Речь простого оратора (аттического) — чистая и ясная речь. Сам он скромен, а выражения подбирает согласно принципу уместности. Речь умеренного оратора спокойна и сдержана, в ней содержится больше всего сладости. А речь оратора, владеющего высоким стилем, восхищает публику «пышностью и богатством» слога. Тремя главными вопросами красноречия Цицерон определяет так: «что сказать», «где сказать» и «как сказать» (произнесение и изложение). В «красноречии тела» важны голос и движения оратора, с целью вызвать страсть и «изменения души» у слушателей. Обновлено: Опубликовал(а): Габриелян Светлана Внимание! Спасибо за внимание.
|
|