|
Нравственный выбор по роману «Мастер и Маргарита» (Булгаков Михаил)Какие герои оказываются в такой ситуации? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту романа. Первый, кто оказывается в ситуации нравственного выбора — это Иешуа. Героя Ершалаимских глав обвиняют в том, что он «подговаривал народ разрушить храм» и высказывался против власти. Судьбу Иешуа должен был решить жестокий и несчастный прокуратор Понтий Пилат, но герой разговорился с обвиняемым и заинтересовался его взглядом на мир, потому решил спасти Иешуа, заставив его солгать, отказаться от своих слов и не признавать преступления. Перед Иешуа стоял непростой нравственный выбор: спасти свою жизнь ценой лжи или сказать правду. Но Га-Ноцри не поддается трусости — «одному из самых страшных пороков» — и сознается, понимая, что обрекает себя на казнь. Герой поступает так, потому что выступает нравственным идеалом в романе, он «не сделал никому в жизни ни малейшего зла», честность и совестливость — это одни из его ведущих качеств. Но тут же мы видим и нравственный выбор другого героя — Понтия Пилата. Герой знал, что Иешуа не участвовал в сговоре, а говоря о том, что власть не вечна, не имел в виду римского императора, поэтому мог помиловать и отпустить «арестанта», но «трусость» не дала ему совершить этот справедливый поступок. Так, читатель понимает, что «постыдное малодушие умного и сильного правителя», страх «погубить свою карьеру» «заставили его идти против правды и совести», сделать нравственный выбор в пользу себя. После этого эпизода мы оказываемся в Москве 30-х годов 20 века, где сталкиваемся с еще одним фрагментом, в котором представлен нравственный выбор героя. Перед нами оказывается один из главных персонажей романа — Мастер — автор произведения о Понтии Пилате. По совету возлюбленной — Маргариты — он пытается опубликовать свой роман, но литературные издательства отказывают ему, удается напечатать только «большой отрывок из романа». Осуждающие статьи критиков о его произведении не прекращались, у Мастера «наступила стадия психического заболевания», он перестал «владеть собой», «страх» охватил «каждую клеточку его тела». Гонимый литературным миром и преследуемый властью подавленный Мастер совершает свой нравственный выбор и сжигает роман — главное творение его жизни. Герой поддается страху, поэтому решается на такой трусливый поступок.
Подводя итог, можно сказать, что в романе М. Булгакова показано несколько ситуаций нравственного выбора, но герои, оказавшись в них, ведут себя по-разному: Понтий Пилат и Мастер поддаются страху и трусости, а Иешуа и Маргарита действуют, исходя из лучших побуждений, проявляют силу духа, милосердие и стойкость. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Мелентьева Внимание! Спасибо за внимание.
|
|