|
Современна ли сегодня классика? (по произведению Д.И.ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ») (Школьные сочинения)О роли книг в современном обществе спорят сегодня многие. Представители молодого поколения часто вообще отказываются читать, считая книги чем-то устаревшим, противопоставляя им современные гаджеты. С ними спорят их родители, бабушки и дедушки, для которых книга – это не средство развлечения, а возможность диалога с писателем, способ духовного развития. Особый спор возникает вокруг классических произведений. «Зачем я должен читать или изучать те произведения, которые сегодня устарели, ведь в 21 веке проблемы совершенно другие!» – рассуждают подростки. Правы ли они? Современна ли сегодня классика? Попробую ответить на эти вопросы на примере произведения Д.И.Фонвизина «Недоросль». При поверхностном чтении кажется, что проблемы, которые затронул писатель в комедии, далеки от сегодняшних. Во-первых, действие происходит в 18 веке, когда все было по-другому. Перед нами дворяне-крепостники: властная госпожа Простакова, ее безвольный, бесхарактерный муж, избалованный сыночек Митрофан, брат Скотинин. Это жестокие, невежественные люди, которые всячески издеваются над крепостными. Вспомним начало произведения, когда Простакова ругает Тришку за испорченный кафтан. Она называет его грубыми словами: «скот», «воровская харя», а он вынужден только оправдываться тем, что не портной. Потому и сшить, как следует, не смог (хотя, как мы узнаем поздннее из слов Скотинина, кафтан и не был столь плох, как говорила Простакова). К сожалению, несмотря на то, что крепостное право отменено, сегодня общество тоже делится на «богатых» и «бедных». Особенно это разделение видно в крупных городах, где обеспеченные люди могут позволить себе содержать «прислугу»: шофера, кухарку, горничную, гувернантку (иногда даже и не одну). И отношение к этим людям, как и двести лет назад к крепостным, ничем не регламентируется, кроме как нравственными нормами. Поэтому люди воспитанные видят в них прежде всего людей, относятся к ним с уважением, ценят их труд. Бывает даже, что они, работая в семьях годами, становятся очень близкими хозяевам, почти родными. Но случается и по-другому, когда хозяева, пользуясь тем, что платят большие, с их точки зрения деньги, всячески издеваются над ними, ругают за малейшую провинность, унижают. А люди, боясь остаться без работы, терпят. Конечно, их нельзя полностью сравнивать с крепостными, ведь эти люди могут изменить свою жизнь: найти другую работу, пойти учиться. И все же очень часто они ничего не делают, ссылаясь на то, что хорошо оплачиваемую работу найти трудно, да и просто привычка играет свою роль. Поэтому проблема унижения слабых сильными, высокомерия одних и беззащитности других встречается и сегодня. Еще одна важная проблема произведения –образование и воспитание. Автор сразу обращает наше внимание на то, как Простакова относится к сыну Митрофану: она в нем души не чает. Разве это плохо? – спросите вы. Конечно, хорошо, когда родители любят своих детей, но эта любовь не должна быть слепой. Родители должны воспитывать: показывать на собственном примере, что хорошо, а что плохо, поощрять поведение или наказывать за провинности. Простакова же во всем потакает Митрофану. По моде того времени, она наняла учителей, которые должны обучать его различным наукам. Однако она радуется, что они не принуждают сына учиться. «Экзамен», который она устроила ему в присутствии Стародума, наглядно показывает, что хотя Митрофан почти взрослый, он ничего не знает: дверь, которая находится в чулане, для него «существительна», а та, которая приложена к косяку, - «прилагательна». Смех вызывают и некоторые высказывания Простаковой о науках: география, например, не нужна, потому что дворянин может сесть в карету и просто приказать везти его, куда захочет. Математика тоже не нужна: были бы деньги, а сосчитать найдется кому. К сожалению, данная проблема актуальна и в наше время, хотя и с небольшими поправками. Дети, сдавая ЕГЭ по нескольким предметам. Перестают изучать другие, говоря: «Мне это не нужно» Но разве человек не должен научиться логически мыслить, изучая, например, математику? Или он не должен знать родной язык? Или его не интересует строение собственного тела? С другой стороны, по настоящему не ценят роль наук родители. Занятые зарабатыванием денег, они часто перекладывают воспитание и образование на гувернанток и многочисленных репетиторов. Сами же, к сожалению, почти не интересуются успехами детей. А некоторые и прямо говорят, что главное сегодня не образование, а умение заработать деньги. Вот и растут некоторые «недорослями». Таким образом, обратившись к произведению Д.И. Фонвизина, мы увидели, что проблемы, которые он затронул более двух веков назад, остались актуальными и сегодня, хотя общество сильно изменилось. А значит, классика не устарела, только читать надо внимательно, а не в окружении современных гаджетов, лишь отвлекающих внимание подростков и приучающих их к нежеланию думать, размышлять. А ведь это так важно в любое время. Обновлено: Опубликовал(а): eden roze Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|