|
В чём трагедия Родиона Раскольникова? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)Сегодня любому человеку, даже несвязанному с миром художественных образов, знакомо имя главного героя романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников — имя протагониста, безустанно борющегося с антагонистами внешними и со своим внутренним. Перед героем становится вопрос: кто я? Тварь дрожащая или право имею? Одержимый собственной теорией, ответ на этот вопрос он делает смыслом всей своей жизни или бренного существования. В этом и заключается трагедия главного героя романа. Та самая, о которой не принято в людных местах говорить вслух теория Родиона Раскольникова заключается в следующем: «Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Именно так автор своего спорного "творения" описывает всю суть своего замысла и уничтожающей идеи. Но почему же Достоевский называет свой роман «Преступление и наказание»? Ведь мысль и затея не является преступлением ровно до тех пор, пока это не обретёт действие и исполнение. И к сожалению, одержимый своей теорией, Родион Раскольников, расколовшийся надвое, идёт на отчаянный шаг, бросает сам себе вызов: герой решает проверить актуальность своей теории и себя самого через убийство старухи-процентщицы. Вот так вот наглядно плод чьего-то искалеченного ума добивает этот же самый ум, но только оружием ещё более коварным и беспощадным — совестью. Раскольников не выдерживает собственных угнетений и не может смириться с кровью на своих руках, даже если намерен совершить тысячи и тысячи благих дел. Он понимает, никакая добродетель не избавит его от преследующей тени своего злодеяния. Но что же стало причиной возникновения этой заражающей мысли? Несомненно — Петербург Достоевского. Родион, и без того обделенный жизнью, ступает в Петербург. В город, в котором правят деньги, бесчестие, блуд, обман и ещё раз деньги. Петербург, описанный Фёдором Достоевским — и есть убийца. Тот самый душегуб, который может простить себе грех и перешагнуть через кровь. Этот город не терпит на своей земле слабых и немощных. Люди здесь — обозлённые друг на друга и прежде всего на самих себя. Они пытаются выбраться из грязи, потопив другого. Петербург словно право имеющий, вобравший в себя тварей дрожащих. И выбор жертвы Раскольникова случайным тоже не оказался. Его топор сразил ту, что приносила страдания куда больше, чем смерть. А что же будет с наказанием? Наказание подобных теорий — это их несостоятельность. Их авторов жрёт осознание полного провала и несокрушимого падения. Родион оказывается в тисках собственной совести и всё-таки доброго сердца, именно они заставляют его прислушаться к совету Сони Мармеладовой и выйти на площадь, где и сознаться в преступлении. Это наказание было для него куда более тяжким, нежели годы каторги. Сильные стороны Раскольникова стали его бременем. Вопросы озадачивают меня с огромной силой: так что же сталось с горе-Раскольниковым? Достоевский позволяет увлечённому читателю поразмышлять об этом самому. Он не приоткрывает завесу дальнейшей жизни своего героя после каторги, мы точно не знаем, смог ли Родион простить самого себя и отпустить идею юного и глупого рассудка, которого лишился. Я могу лишь предположить, что открытый финал этого романа показывает нам, какую чудовищную власть имеет над человеком порождённая им теория, и какой непоправимый след она оставит не только на своём авторе, но и на окружающем его мире. Обновлено: Опубликовал(а): Тысяча Чертей Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|