|
Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление? (Горький Максим)Учёные-криминалисты по сей день пытаются вывести универсальную памятку-список факторов, способных сподвигнуть кого-то к свершению преступления. Безусловно, учитывается среда, в которой рос ребёнок: локально — семья, школа, друзья; глобально — эпоха и страна, её культура и обычаи. Существуют целые теории (конечно, признанные ошибочными), подразумевающие, что латентного преступника возможно выявить по строению черепа, по чертам лица и другим физиологическим особенностям. Не забывают и об огромном множестве иных обстоятельств: материальном положении человека, о специфических увлечениях, о степени социализации и т. д., и т. п. Но всё одновременно и проще, и сложней. Проза жизни состоит в том, что не обязательно быть травмированным несчастным детством или иметь неправильно, с точки зрения приверженцев теорий Ломброзо, посаженные глаза или брови, чтобы пойти на преступление. Спектр человеческих эмоций и чувств широк, разнообразен, а вместе с тем добрая его половина, поглотив несчастного с головой, способна подтолкнуть его к незаконному, аморальному и, порой, неисправимому. И главная проблема заключается в том, что ни одна наука не в состоянии обуздать, познать и структурированно объяснить сложность человеческой души. В произведении Максима Горького «Челкаш» заглавное преступление — ограбление — является банальной жаждой наживы и праздности. Челкаш, не привыкший и никогда не желавший трудиться, вывел, как ему казалось, гениальную, успешно и безотказно работающую схему достижения счастья в достатке – грабёж. Но — какая ирония! — Челкаш сам почти становится жертвой. Его помощник, встреченный Челкашом косец Гаврила, задумывает убить Челкаша, посчитав жизнь того бесполезной, не стоящей ломаного гроша, и забрать все вырученные деньги. Но, видимо, струсив, решает отказаться от своего плана и во всём сознаётся напарнику. Гремучая смесь из желания праздности, лености, презрения и жажды наживы едва не привела героев к трагическому и непоправимому исходу событий. В двух других произведениях Максима Горького, в «Макаре Чудре» и «Старухе Изергиль», причиной бесчинств героев можно назвать гордость, перерастающую в нездоровое себялюбие. Зобар воспринимает невозможность подчинить себе Радду как оскорбление. Он не привык к отказам, неудачам, не привык к компромиссам или, тем более, уступкам. Зобар расправляется с «унизившей» его девушкой, но и сам оказывается наказан. Ларра же — воплощение бесчеловечности. Он не способен к состраданию, доброте, общению на равных. Ларра, возомнив свою жизнь ценнейшей, а себя поставив на вершину пьедестала, добивается закономерного итога — тотального одиночества, избавиться от которого ему не желала помочь даже смерть. Соотношение «чёрного» и «белого» в каждом человеке уникально. И необходимо удерживать перевес в сторону добра, дабы не случилось трагедии. Обновлено: Опубликовал(а): Арина Ларина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|