|
Тяжёлые воспоминания по стихотворению Д. Самойлова «Тревога» (ЕГЭ по литературе)Тяжёлые воспоминания о прошедшей "эпохе" характерны по большей части для русской литературы после эмиграции. Поэзии 19-го века ввиду отсутствия серьёзных социально-политических катаклизмов нечего терять (исключениями можно назвать, допустим, романтические произведения, в которых возникает мотив "неявленного рая"). В стихотворении "Тоска по родине" М. И. Цветаевой лирическая героиня утверждает, что "всяк храм ей пуст", "где унижаться — ей едино". В этом признании трагически смешиваются образы гибели духовной и физической идентичности человека: тоска, подобно тревоге у Д. Самойлова, поглощает жизнь героя, организует рутинные мучения, и если для Цветаевой ясно, что выхода из этого ужасающего обстоятельства нет (прежняя России стёрта с лица земли), то для поэта-фронтовика надежда на обновление потенциально должна существовать. В цветаевском тексте путём отрицания создаётся полотно русской культуры, героиня пытается отрешиться от него, но лучшего ориентира заграницей найти не может ("и если рябина..."). Горечь в вопящих строчках "Тоски по родине" — таков уж авторский стиль — является подтверждением нелёгкости воспоминаний об утраченной молодости, о Москве, в которой "купола горят". Тем авторам, кто остался в России после революции, тоже приходилось испытывать себя на прочность. В "Реквиеме" А. А. Ахматовой, например, поднимается тема государственных репрессий, разрушающих, пожалуй, самое сокровенное — семейный и общественный быт. Данный лирический цикл, называемый чаще всего поэмой, посвящён матерям, потерявших своих мужей и сыновей до начала Великой отечественной войны. "Поминальная молитва" о 1930-х годах задумывалась Ахматовой ещё во время "ежовщины", но из цензурных соображений ей удалось воплотить свой замысел только после смерти И. В. Сталина. Реальность в цикле представляется в виде тяжёлых воспоминаний и, как в стихотворении Самойлова, "вторгается в постель" почти что каждого человека. Эти два текста схожи мотивами душевной тревоги, их объединяет чёткая позиция автора: ничего не должно быть забыто, как бы мы не хотели иного. Обновлено: Опубликовал(а): Калашников Илья Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|