|
Проблема привязанности по тексту Ю. Яковлева «Я никогда не называл свою мать матерью, мамой…» (ЕГЭ по русскому)Ни для кого не секрет, что у всякого человека есть круг людей, которых принято называть «близкими». Родители — прежде всего, мама — имеют в подобных иерархиях особый статус. Именно от них зависит твоя судьба, однако, увы, далеко не всем удаётся познать прелести семейного благополучия. Герою текста Ю. Яковлева в этом смысле повезло: в его жизни была «мамочка», отношения с которой всегда были тёплыми, дружескими. Проблема привязанности для человека всегда оставалась актуальной, и, конечно, в предложенном произведении автор предлагает разные точки зрения на эту составляющую наших отношений. Герой, с одной стороны, живёт с мамой, что называется, «не разлей вода»: даже когда у него появились усы и бас, а обстоятельство заставили отправиться на фронт, он не перестал говорить «мамочка», плакать и переживать о ней. Этот человек для персонажа Яковлева — олицетворение чего-то по-настоящему важного и приятного, и ведь недаром, уже будучи солдатом, он слышит мамин голос даже в грохоте орудий (предложения №32-33), зрит образ родного дома и своей матери (предложения №25-26). Тем не менее, невольно возникает нравственный конфликт: герой ценит не столько письма «мамочки», сколько психоэмоциональное воздействие, которое они оказывают на него в непростых жизненных ситуациях (предложения №23-24). Если примеры-иллюстрации выше демонстрируют некую однобокую привязанность, то к концу текста авторская интенция меняется. Герой начинает осознавать, что на расстоянии ему не удаётся отвечать «мамочке» взаимностью: находясь в состоянии тотального потрясения, он не считывает подтексты писем с Родины. Под Новый год солдату приходит весточка, рассказывающая о том, как мама, несмотря на трудности, всё-таки соблюдает традиции, наряжает ёлку и ждёт заветного боя часов. Разумеется, герой поддаётся искушению и растворяется в придумываемой на ходу сказке, но внезапно иллюзия исчезает — «оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от осколков». Персонаж осознаёт свою ошибку: вместо того, чтобы поддерживать «мамочку» такими же выдуманными рассказами, он думал лишь о собственном мироощущении, культивировал душевную боль как для себя, так и для страдающей матери. Позиция рассказчика сюжетно мотивирована: в предложениях №59-62 ему приходится признать свою сердечную слепоту, подводя читателя к мысли о невозможности нетравматичной привязанности без проникновения в мысли и чувства собеседника. Я согласен с этим мнением, поскольку, действительно, если не воспитывать в себе чувство такта, любой контакт с окружающими может стать вредным. Возможно ли «дружить» и при этом не быть «рабом другого»? Вопрос довольно сложный, но важный. В литературе предпринято немало попыток исследовать феномен привязанности: например, в романе И. А. Гончарова «Обломов» вокруг этой проблемы строится любовная и дружеская линии отношений Ильи Ильича с Ольгой и Штольцем. Обломов одновременно и тяготит товарищей, и даёт им ответы на витающие в воздухе вопросы. Не найдя примирительной стратегии, Илья Ильич отдаляется от мира, углубляясь в собственный, внутренний. Такая же ситуация и у героя текста Яковлева, правда, с единственным отличием: он всецело зависим от этой привязанности, хотя вовремя узреть правду ему тоже не удаётся. Обновлено: Опубликовал(а): Калашников Илья Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|