|
Образ птицы в пьесе А. Н. Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе)Образ птицы в русской литературе, как правило, связан с темой семейной. Тем не менее, это обстоятельство не убавляет ему амбивалентности: так, в романе И. С. Тургенева Базаров, «навсегда прощаясь» с Аркадием, обращает внимание своего товарища на галку — «почтенную, семейную птицу». Что скрывается за этим высказыванием? Разумеется, издёвка, с помощью которой Евгений подчёркивает собственную независимость на фоне Кирсанова-младшего — пылкого, но верного юноши. Пожалуй, наиболее расхожее в нашей культуре представление о героине как о птице принадлежит А. Н. Островскому. Мятежный и порывистый характер Катерины из «Грозы» хорошо рифмуется с её безумной идеей расправить крылья и улететь от деспотичного уклада жизни, от лжи и несчастий, с которыми она сталкивается в доме Кабанихи. Птица здесь — это не намёк на заботу о близких и не указание на неограниченную свободу: в отличие от семейного закабаления, к коему склонен тургеневский Аркадий, данный образ у Островского описывает душевные муки Катерины, в том числе её тягу к настоящим эмоциям и чувствам. Она попросту не готова исполнять роль галки-наседки. В современной русской литературе птицы встречаются тоже нередко, в особенности у авторов, исследующих в своём творчестве картину мира русско-советского человека. Например, Т. Н. Толстая в романе «Кысь» превращает Бенедикта в существо с «биполярным внутренним миром»: по мере увеличения азарта героя к «глотанию» книжек, в его характере назревают две сущности — страшная, иррациональная Кысь и прекрасная птица Паулин. Последняя воплощает идею духовного насыщения и некоего интимного «рая», что отчасти перекликается с мыслью Базарова, но всё же не до конца, поскольку если Аркадию доступно осёдлое семейное счастье (с перспективой создания похожих на него галчат), то Бенедикту приходится углубляться в себя и уже там совершать «пике» в поисках иллюзорного благополучия. Таким образом, образ птицы имеет в литературе разные значения в зависимости от художественного контекста произведения, хотя в большинстве случаев мы имеем возможность наблюдать мифологическую основу таких сравнений. Обновлено: Опубликовал(а): Калашников Илья Внимание! Спасибо за внимание.
|
|