|
Дворяне — ключевое сословие в царской России XIX века (ЕГЭ по литературе)Читая литературные произведения или исторические эссе на тему дворянства XIX века, понимаешь, что дать однозначную оценку сословию просто невозможно. Почему? Давайте разбираться вместе. Начнем с литературы и обратимся к роману в стихах «Евгений Онегин», который Александр Сергеевич Пушкин писал целых 7 лет — с 1823 год по 1830. В этом произведении «солнце русской поэзии» нарисовал красочную, яркую картину быта и нравов дворянства начала XIX века. Виссарион Григорьевич Белинский настолько высоко оценил глубину, с которой поэту удалось запечатлеть жизнь высших слоев населения, что охарактеризовал роман как «истинно национальный» и назвал «энциклопедией русской жизни». Так каким же предстает перед нами дворянство в этом произведении? Да, Пушкин совсем не поскупился на «милые характеристики»: мало того, что главный герой — вечно скучающий «dandy», не способный найти смысл жизни, так и его окружение ничем не лучше. Основной состав петербургского света составляют «необходимые глупцы», «на все сердитые господа», «перекрахмаленные нахалы» и «бездушные гордецы». Представители провинциального дворянства длинной вереницей проходят перед нами на именинах Татьяны: тут и «толстый Пустяков», и «отставной советник Флянов, тяжёлый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут». Короче говоря, все дворяне прожигают свою жизнь на балах и ничем полезным не занимаются. Тут человек, знающий историю своей страны, должен гордо возразить — «Это не правда! А как же декабристы?», и будет абсолютно прав. Даже друзья Пушкина, например Пущин или Кюхельбекер, принимали активное участие в борьбе против самодержавия и крепостного права. И вот мы плавно переходим к истории. Дворяне, побывавшие в относительно цивилизованной Европе во время войны против Наполеона, приехали домой и поняли весь ужас ситуации: в Российской империи, в стране-победительнице люди живут как варвары, эксплуатируя труд бедных крестьян. Крестьян, с которыми они же воевали плечом к плечу. Просвещенным дворянам стало попросту стыдно за Отечество, и, победив внешнего врага, они стали бороться с внутренними - с самодержавием и крепостным правом. Организовывались тайные общества, создавались проекты Конституций. Все делалось с одной главной целью — уравнять в правах крестьян и дворян. Конечно, это пресекалось Александром I, и восстание в итоге было жестоко подавлено. Да, у дворян не получилось воплотить свои мечты в жизнь, однако невозможно не обозначить главное значение их деятельности — они огласили проблему отставания России и заставили общество задуматься над тем, как же страна должна двигаться дальше. Решений этой проблемы нашлось несколько, и вновь у дворян. Появились «западники», выступавшие за европейский путь развития, и «славянофилы», поддерживающие идею самобытности России. Общим опять же являлось мнение о необходимости проведения реформ, которые бы ликвидировали крепостное право и обозначили равные права и свободы для всех людей. Вот казалось бы — инициативные и интеллигентные дворяне продолжают работать на благо страны. Но нет, романтичные поэты опять поют про бездеятельность своего поколения. Эта мысль красной нитью проходит в творчестве русского писателя-дворянина Михаила Юрьевича Лермонтова. «Печально я гляжу на наше поколение…» — замечает поэт в стихотворении «Дума», а после возьмёт все «грехи» своих современников и «выжмет» их в концентрат — образ Григория Печорина из романа «Герой нашего времени». Лермонтовский период позже назовут «эпохой безвременья», потому что люди уже не верили в осуществление реформ и не предпринимали попыток повлиять на это. Но все же деятельность декабристов и тайных «кружков» литературоведов несомненно повлияла на отмену крепостного права Александром II («Освободителем») в 1861 году. Император был готов на такой шаг, потому что чувствовал поддержку дворянства и боялся нового восстания высшего сословия. «И что в итоге?» — спросите вы. А я отвечу так: дать однозначную оценку дворянству XIX века невозможно, потому что творцы вроде описывали своих современников как безнравственных и бездеятельных, однако живые примеры из истории показывают нам, что и «нравственные» и «деятельные» были! Я полагаю, что крестьяне в одиночестве бы не добились скорого принятия реформы, освобождающей их от «рабства». Они были слишком заняты земными проблемами: как прокормить семью и чем платить барину. Обновлено: Опубликовал(а): lmaohu Внимание! Спасибо за внимание.
|
|