Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Англо-саксонский эпос (*Общие критические статьи)

Скандинавский и англо-саксонский эпос внутри народной литературы. Кельтский эпос на территории Ирландии.

Один из древнейших дошедших до нас эпосов. Знакомимся с ним на примере поэмы о «биовульфе». Очень значительный памятник. Историческая справка: древнейший период нашей литературы относится к 5-11в н. э. В 5 в – вторжение на территорию Британии англосаксов и юртов – племён германского происхождения. Конец этого периода - 1066г - битва при Гастингсе, которая завершилась завоеванием британских островов норманнами. На протяжении этих 6 веков создаются памятники, написанные на англосаксонском языке, из которых потом складывается английский язык. До прихода англосаксов на британские острова на неё совершались нашествия племён с европейского континента.

В 6в до н.

э. на территорию британских островов вторгались кельты. С 1 по 5в н. э. её населяли римляне. В середине 5в. англосаксы оттесняют кельтов западной и северно-западной части, а сами обосновываются в южно-центральном и южно-восточном районах Британии. Англосаксы перенесли с собой свой быт, язык и культуру. Их отношения с кельтами изначально носили характер глубокой национальной вражды. Кельтские сказания лягут в основу средневековых рыцарских романов о короле Артуре и т. д. , станут источником, из которого будут черпать вдохновение поэты следующих веков. Одновременно сохранились памятники рунической письменности англосаксов; это были надписи на печах, предметах домашнего обихода. Существовали песни, исполняемые во время свадебных, погребальных обрядов, в процессе труда, во время военных походов. Они передавались из рода в род, их исполняли певцы. Певцы поэты – скопы, они сами творили, создавали свои песни. Другая группа певцов-исполнителей – глимены. И те, и другие пользовались уважением и почётом. И скопы, и глимены - хранители народных преданий; это мастера, профессионалы.

Языческие жрецы запрещали записывать поэтические произведения. Запись стала осуществляться позднее учеными монахами после введения христианства. Многие записи не сохранились, многие рукописи неоднократно переписывались. Сказания тем самым подвергались христианизации. В связи с этим есть сложности, например вопрос о датировке сохранившихся памятников. Точные даты создания многих текстов не установлены. Есть время установления памятника, есть его первоначальные записи, есть время редакции, и все они не всегда совпадают.

Несколько веков могут разделять возникновение произведения до редакции, в которой оно до нас дошло. Пример: поэма «Биовульф».

Дошел текст в редакции 10в, но считается, что сам памятник возник в 8 веке. Первое английское издание было осуществлено только в 1833году. Рукопись поэмы хранится в британском музее. «Биовульф» - один из образцов средневекового героического раннего эпоса. Поэма возникает на основе станинных германских преданий, которые относятся ещё к языческим временам. Предания появились среди германских племён ещё до того, как они переселились на британские острова. Действие поэмы - берега Балтийского моря. Сюжет заимствован из германской мифологии. В тексте две части, первая - о подвигах отважного витязя Биовульфа, который избавил Таню от страшного морского чудовища. С Биовульфом ещё 14 воинов. Он прибывает в Данию, пирует вместе с друзьями в роскошной «Оленьей палате». Биовульф один остаётся здесь и готовится к битве. Грендель олицетворяет силы природы и без цивилизации победить природное чудовище невозможно. Поэтому поединок будет без доспехов. Мирится силами с Гренделем в рукопашной схватке, Грендель никогда прежде не встречался с такой силой.

Гераты - скандинавские племена, обитающие на юге Швеции].

Бой заканчивается тем, что Биовульф вырывает из плеча руку Гренделя, тот уползает и скрывается в бездне болот. Он великан – людоед, высасывающий кровь. Биовульф убивает и мать Гренделя. Приносит голову чудища датчанам. Его щедро наградят. Биовульф становится королём гератов, ему власть передаётся за заслуги.

Далее идёт вторая часть.

Первая - подвиг Биовульфа в Дании, где он побеждает Гренделя.

Вторая - прошло время, и мы видим его как короля в почтённых летах.

Первую часть от второй отделяют 50 лет. Но король по-прежнему силён, красив и мудр. Появляется огнедышащий дракон, угрожающий стране гератов. Биовульф вступает с ним в битву, и ему нанесены смертельные раны драконом. Хоронят с почётом, вместе с ним опускают в могилу и драгоценности из пещеры дракона. Дошедшая до нас редакция говорит о том, что в основе повествования сказочные мотивы были переработаны в соответствии с принципами героической эпопеи. Так, мотивы сказания времён раннего средневековья (сражения героя с морским чудовищен, драконом) имеют параллели с тем сюжетом, который мы обычно находим в народных сказках и исландских сагах. Одновременно с этими элементами, имеющими отношение к раннему средневековью, мы видим и элементы, свидетельствующие о поздней переработке в духе христианской религии.

Редакция текстов составляется учеными монахами. Теперь в тексте нет имен языческих богов, но при этом появляются библейские имена Аб (в)ель, Ной. Морское чудище Грендель оно названо потомком Каина, морские чудища названы исчадием ада. Здесь в уста Беовульфа вкладываются наставления христианского характера, в поэме неоднократно упоминается, что бог вмешивается в происходящие события. В первую часть поэмы включены строки о сотворении мира, видим явное противоречие, как языческо-мифологическая основа произведения на нее наслаивается христианская образная символика. Фантастика отражает мифологическое осмысление истории и взаимоотношения людей раннего средневековья. Здесь ранний героический эпос

Есть архаический и героический эпос.

Архаический-является более ранним.

В первой части поэмы присутствует элемент архаического эпоса, Беовульф герой рода, защищает его от сил природы. Уникальность поэмы о Беовульфе в том, что в ней наслаиваются виды эпоса.

Во второй части Беовульф уже правитель, король страны Гератов, которым не являлся в первой части, прошло 50 лет. Защищает свое королевство от природы. В первую очередь дракон - природная магическая, мистическая сила.

Силы природы - это бурное море, морские чудища, огнедышащий дракон.

Основные качества героя: не богобоязненность, мы видим цельную личность. Беовульф дает понимание того, кто такой идеальный средневековой воин, у него идеальное не отделено от земного. В облике Беовульфа мы видим народное представление о герое, который смог подчинить силы природы.

Построение поэмы осложнено тем, что в подвиге Беовульфа и истории его жизни не всегда выдерживается закон хронологической последовательности, многое дается через ретроспекцию. Ретроспекция- это особый прием, когда мы возвращаемся назад или вспоминаем то, что было раньше. Некоторые эпизоды не связаны с Беовульфом, но они нам очень важны, потому что благодаря ним мы читаем о том, что такое германские племена, что представляет собой жизнь, читаем об истории королевских семей киатов, датчан, шведов, континентальных англов. Ритмический строй поэмы, поэтическая речь, в которых широко используется прием параллелизма, который характерен для эпических памятников. В данном случае многократно повторяется один и тот же мотив, определенный эпизод из сюжета акцентируется, так например, 4 раза повторяется поход Хигелака. Многократно звучит тема родовой мести (оно позволяет нам прийти к выводу о том, что месть за погибшего родича- это долг воина). Прием повтора работает, когда мы подбираем эпитеты, здесь много метафорических названий, характеристик.

Море -это море китов или площадка ветров.

Меч- это след битвы.

Женщина- прядильщица мира либо украшение жилища.

Отступления выполняют разные функции, либо мы читаем предысторию героя, либо предсказания будущего, либо дополняется сюжет, либо есть уточнение отдельных эпизодов, когда это необходимо. Отдельное внимание уделяется местному колориту, здесь нет островной Англии, мы читаем о природе Скандинавии. Особенности скандинавского пейзажа это: скалистый морской берег, крутые утесы, пещеры под скалами, туманы на болотах.

Написана поэма аллитерационном стихом (4 ударения в стихе, по 2 в каждом полустишии и повторение одинаковых звуков в начале ряда слов, которые составляют стих. Ударение будет падать на слоги, если они начинаются с одинаковых звуков (созвучие совпадает с ударением)). Подобные повторы играют организующую роль в стихе. Потом аллитерационный стих заменяет стих с конечной рифмой, а здесь начальная рифма.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском