|
Проблематика повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм» (Литература XVII—XVIII веков)В повести «Кандид» Вольтер полемизирует над современным ему обществом. Автор иронизирует над религией, культурой, чувствами, поступками и пороками людей. Для Вольтера не имеет значения, к какому сословию принадлежит человек — и простолюдины, и знатность претерпевают несчастья, подвержены порокам. Высмеивается Вольтером также женщина и её роль в обществе 18 века: так, героиня Кунигунда, дочь бедного барона, обладающая поразительной красотой, привлекает мужчин, но никто, кроме главного героя Кандида, не хочет стать её законным мужем, боясь её бедности. Кандид — воплощение естественного человека. Он не впадает в крайности в философских воззрениях. Герой подвергает сомнению философию оптимизма учителя Панглоса, считавшего, что все совершающиеся деяния приводят только к лучшему исходу. На протяжении всей повести позиция Панглоса опровергается различными негативными событиями, не ведущими к позитивному исходу, тем не менее, он остается неисправим. Противопоставляется оптимизму философия пессимизма, «носителем» которой является брат Мартен. Его философия, соответственно, заключается в непоколебимой вере в отсутствие добра. Кандид не разделяет взгляды Панглоса, но позицию пессимизма также не признает. Таким образом, автор заключает в Кандиде мысль о естественности существования в равных пропорциях как добра, так и зла. Вольтер в повести в ироничной форме подвергает критике стремление людей к богатству. Особенно резко высмеивается желание получить «легкие деньги», незаслуженные дары. Для этого автором вводится топоним — Эльдорадо, страна, в которой по легендам находятся несметные богатства. В повести Вольтер высмеивает оптимистическую философию Лейбница — своего современника. Лейбниц утверждал, что Бог допустил зло, чтобы выразить добро. Такая точка зрения и подверглась критике Вольтером в повести. Странствия Кандида заканчиваются встречей с турецким старцем, который обособленно и замкнуто живет на своей ферме и возделывает сад. Кандид понимает, что именно такая жизнь — в труде и заботах о своем хозяйстве является спасением от греховного общества. «Нужно возделывать свой сад» — такие были заключительные слова Кандида. Смысл этих слов: чтобы человеку уберечься от пороков общества, нужно трудиться. Человек обязан развивать только себя и то, что ему принадлежит. Только в труде есть спасение человека. Человек должен обращать внимание на себя и свои дела, тогда он будет по-настоящему богат и счастлив. Все несчастья человека — из-за его стремления стать лучше и богаче, чем его сосед. Таким образом, общество погружается в пучину порока. Обособленная жизнь помогает человеку найти путь к себе, а труд — естественная деятельность человека, помогающая ему обрести свободу. Обновлено: Опубликовал(а): letterstoyou Внимание! Спасибо за внимание.
|
|