|
Какова роль сна Софьи в раскрытии душевных терзаний героини? В каких произведениях русской литературы герои видят сны и как их можно соотнести со сном Софьи? (ЕГЭ по литературе)C1. Сон играет большую роль в раскрытии душевных тревог главной героини комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» о том, что отец и общество не примут её бедного не знатного жениха. Так, Софья не может прямо сказать отцу, кто ее избранник, поэтому автор заключает заветные желания девушки в сон. Героиня пытается объяснить Фамусову, что её возлюбленный не так уж плох, но отец не готов поступиться своим принципам: «Софья. . . . и вкрадчив, и умён, Но робок. . . Знаете, кто в бедности рождён… Фамусов. Кто беден, тот тебе не пара». Софья отчаянно пытается доказать представителю консерваторов, что счастье вовсе не в деньгах. Писатель показывает, насколько сильны чувства девушки к Молчалину, используя такие изобразительно- выразительные средства, как эпитеты: «цветистый луг», «тёмной комнате». Контрастируя, они дают читателю понять, что без жениха мир героини покроется мраком. Также А. С. Грибоедов прибегает к сравнению: «бледны, как смерть, и дыбом волоса». Данный троп предупреждает Софью о том, что произойдет, если фамусовское общество узнает о ее любви к простому секретарю. Риторические восклицания придают бурную эмоциональную окраску, насыщают искренностью повествование девушки: «и дыбом волоса!», «он вслед кричит!».
Так, к описанию сновидения прибегает В. А. Жуковский в балладе «Светлана». Желая узнать о судьбе милого, девушка гадает, а после этого видит страшный сон, в котором встречается с мертвым женихом. Но все увиденное является лишь отражением страхов главной героини, и Светлану спасает голубка - символ святого духа, свободы и любви. Мечтания девушки схожи с рассказом Софьи тем, что обе героини испытывают испуг, понимая, что их избранник не рядом. Они волнуются о любимых и трепетно относятся к каждому их слову, действию, так как понимают, что в любую секунду могут их потерять («Он будто мне дороже всех сокровищ»). Так же в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин изображает пророческий «чудный сон» Татьяны, в котором героиня видит медведя, пытающегося догнать ее. Девушка падает, а мживотное берет ее на руки и несет в избушку. Там героиня, как и Софья, видит чудовищ: «один в рогах с собачьей мордой», «ведьма с козьей бородой», «карла с хвостиком». А среди них она узнает того, «кто мил и страшен ей», Онегина. Таким образом, во многих произведениях русской литературы многогранно раскрывается тема сновидений, которые играют большую роль в понимании душевных терзаний главных героинь. Обновлено: Опубликовал(а): Маслова Дарья Витальевна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|