|
1. Согласны ли вы, что в повести «Олеся» тема «волшебной любви» сменяется темой недостижимости счастья? 2. Можно ли сравнить повесть Куприна «Олеся» с циклом рассказов Тургенева «Записки охотника»? (ЕГЭ по литературе)1. Да, я согласна с представленным высказыванием. По-моему мнению, ещё с самого начала автор предупреждает читателя о невозможности счастливого совместного будущего главных героев, так как «что у судьбы положено, разве от этого убежишь?». Гадая на картах, Олеся понимает — «большая трефовая любовь» — это она, поэтому всеми силами пытается оградить себя от влюбленности в Ивана Тимофеевича, пытаясь холодно к нему относиться, однако чувства берут верх над разумом. Действительно, происходит какое-то волшебство, потому что любовь затмевает всю гордость Олеси, её властное и одновременно лукавое выражение лица, всю её самоуверенную натуру. Девушка повинуется пускай и горькой участи, не задумываясь о том, какое горе ждет её впереди, и обретает счастье с любимым человеком, хоть и столь быстротечное. Иван Тимофеевич же в судьбу не верит и пытается убедить в своих взглядах и возлюбленную. Мечтает о женитьбе с ней, однако в глубине душе понимает, что она никогда не состоится. Как и в случае гадания Олеси на картах, автор предупреждает читателя о том, что пути пары несомненно разойдутся: «— Ну, уж я б ни за что не променяла своего леса на ваш город, — сказала Олеся, покачав головой. — Бог с ним, с городом вашим, не стала бы я там жить никогда». Позже главный герой и сам признается в том, что не может представить свободолюбивую Олесю среди светских дам, однако не укоряет ее, наоборот, отмечает неразрывную связь с природой, врожденную одаренность. Я считаю, что повесть написана как бы циклично. С самого начала, из-за искренней и твердой уверенности колдуньи в неизбежность судьбы, читатель убеждается в недостижимости счастья между молодым барином и простой девушкой, ведьмой, живущей в лесу. Затем героиня отрекается от собственных взглядов на жизнь, жертвует наследственной верой и рождает надежду на благополучное будущее возлюбленных. В финале произведения всё произошедшее сводится к началу — к гаданию, которое воплощается в жизнь, принося боль как Олесе, так и Ивану Тимофеевичу. Таким образом, тема «волшебной любви» действительно сменяется темой непоколебимости судьбы, от которой нельзя скрыться или убежать.
2. Определенно повесть А. И. Куприна «Олеся» можно сравнить с циклом рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника». Оба творения в полной мере раскрывают быт простого русского человека, его мировоззрение, обращают внимание на его тесную, неразрывную связь с природой. Во-первых, приведу в пример рассказ «Бежит луг», который автор буквально пропитывает чувствами любви и восторга по отношению к родным краям, их пейзажам. Проводя параллель с повестью «Олеся», стоит отметить, что главный герой, Иван Тимофеевич, описывает внешность возлюбленной, сравнивая её с природными явлениями: «...в ее большие черные глаза с блестевшими в них яркими лунными бликами…», «...её молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые елочки…», «...Олеся — эта выросшая среди леса». Через восхищение дворянина красотой Олеси автор передает и собственное очарование русскими просторами, изображая девушку наивной, несмотря на колдовство, чистой душой и самой приближенной к Богу героиней (она боится опорочить веру врожденным «проклятием», что доказывает её чрезмерное уважение и любовь к всевышнему), то есть максимально близкой к народному идеалу. Также схожесть присутствует в обоих произведениях благодаря языческим, мистическим и фольклорным мотивам. Оба писателя наделяют свои творения волшебной атмосферой, которая завораживает читателя и позволяет проникнуть ему в самую глубину русского быта. Так, в «Бежином луге» в рассказах деревенских мальчишек упоминается много фольклорных персонажей — леший, домовой, русалка, водяной, с ними соседствуют рассказы об умерших людях, воплотившихся в бродящие души. Стоит отметить и тот факт, что природа и мистика находятся в тесной взаимосвязи: во время страшных историй доносятся издалека пугающие, непонятные ночные звуки, вокруг появляются тени, шуршат камыши. С помощью таких «баек» автор стремится донести мысль о том, что страшно не то, чего мы на самом деле боимся, а то, о чем не знаем и самостоятельно внушаем себе чувство страха. Похожая история прослеживается и в повести А. И. Куприна, где деревенские жители принимают простые совпадения за жестокую ведьминскую месть и неоправданно изгоняют колдунью из поселения: «...А тогда, как меня из села выгнали… Что ж? Разве не так же было? Погрозилась я… тоже вот с досады… одной дурище полосатой, а у неё — хвать — ребёнок помер. То есть ни сном ни духом тут моей вины не было, а ведь меня чуть не убили, окаянные…». Таким образом, художники слова отмечают суеверность русского народа, вместе с тем, его вспыльчивую натуру, бурную эмоциональность. Во-вторых, приятельские отношения Ивана Тимофеевича с Ярмолой можно сопоставить с дружбой Хоря и Калиныча в одноименном рассказе И. С. Тургенева. Первые товарищи, точно также как и вторые, — совершенно противоположные друг другу личности: Иван Тимофеевич молодой дворянин, образованный человек, он более отзывчив и открыт в общении, нежели его слуга, Ярмола, он глуп, необразован и ленив. Его семья вечно голодает, однако главный герой, в виду своей добросердечности, помогает другу справится с трудностями, жалуя ему деньги. В основном, их объединяет охота: Иван Тимофеевич восхищается познанием местности, чутьем Ярмолы, который, в свою очередь, в лесу чувствует себя свободно и уверенно, превосходя дворянина. Взамен хозяин обучает крестьянина грамоте и, несмотря на сложности, с терпением и понимаем относится к своему «ученику». Друзья дорожат друг другом, так, например, Ярмола недоволен и обеспокоен тем, что его хозяин связался с ведьмами, однако и после ссоры предупреждает его об опасностях: «— Паныч, — сказал он своим глухим голосом, в котором слышалось беспокойство. — Паныч, треба вам отсюда уезжать…». Хорь и Калиныч также резко противопоставлены друг другу. Различия ощутимы уже в описании портретов героев. Хорь — плотный, крупный, плечистый, приземистый, спокойный и молчаливый человек, напоминающий Сократа. Показательное сравнение: оно указывает на мудрость и жизненный опыт героя. Калиныч — высокого роста, худой, со светло-голубыми глазами. И. С. Тургенев замечает, что лицо его было «кротким и ясным, как вечернее небо». Хорь, подобно главному герою повести «Олеся», предпочитает быть ближе к людям, Калиныч же, как и Ярмола, «стоял ближе к природе». В заключение хочу сказать, что в приведенных произведениях многогранно, глубоко и ярко раскрывается жизнь русского народа. Так, большое внимание оба автора уделяют описаниям пейзажей, подчёркивая связь человека с природой, отмечают тягу к неизвестному, пристрастие к поверьям, сказкам и другим фольклорным обычаям. Также не забывают про крепкую любовь и верную дружбу. Всё это характеризует внутренний мир, душу каждого русского человека, для которого главное — простота и искренность, к чему и призывают в своих творениях И. С. Тургенев и А. И. Куприн. Обновлено: Опубликовал(а): Дарья Маслова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|