|
Вы здесь: Критика24.ру › Куприн А. И.
Мой Куприн (Куприн А. И.)Произведения Александра Куприна занимают особое место в моей душе. Однажды открыв для себя его творчество, с головой погружаешься в волшебный, светлый и удивительно чистый мир любви, благородства, красоты природы. Интерес к нему побудил меня узнать больше об авторе. Думаю, немногие знакомы с историей его непростого, немного запутанного жизненного пути. Например, открытием для меня был список занятий Александра Ивановича после того, как он расстался с военной формой. Чего только не перепробовал будущий писатель: выращивал табак, изучал зубоврачебное дело, поднимался на воздушном шаре и опускался на морское дно, успел поработать репортером, строителем, псаломщиком, грузчиком. Позже, вследствие революции, был вынужден эмигрировать и около двадцати лет не мог вернуться на Родину. Писатель обладал редким даром — мощной, героической любовью к жизни. Возможно, поэтому его герои всегда оставались чисты сердцем, несмотря на происходящие вокруг трагические события. Я бы сравнила этих книжных персонажей с характеристикой Катерины Н. А. Добролюбова: «...они «луч света в тёмном царстве». Возможно ли встретить героев Куприна наяву? Что такое любовь? Есть ли она? Этими вопросами невольно задаётся читатель. Не только реалистичность, но и реальность каждого образа поражает. Вспомним повесть «Гранатовый браслет»: разорённый, но прекрасный сад, возвышающийся над морским побережьем, рыба «морской петух», весом двадцать с половиной фунтов, опустевшие клумбы, где доцветают розовые кусты, но ещё пышут высокомерной красотой георгины, пионы и астры, и монологи генерала Аносова, бескорыстные и благородные. Всё это вызывает искреннее участие, заставляет проникнуться каждым словом произведения. Александр Иванович затрагивает темы, актуальные во все времена: человеческого достоинства, равенства и справедливости, любви и искренности, преданности и патриотизма. Мне особенно импонируют герои, которые защищают слабых, борются с произволом и самодурством, стремятся возвысить честь человека. К таким можно отнести подпоручика Ромашова из «Поединка» и князя Шеина из «Гранатового браслета». Первый восстаёт против бесчинств в армии, вступается за татарина, направляет все силы на то, чтобы остаться человеком, достойным этого гордого слова. В свою очередь, муж княгини Веры Николаевны показал себя как добродетельный и благородный мужчина, способный сопереживать «громадной трагедии души» несчастного почтового чиновника. Рассказ об одной из центральных тем творчества Куприна хочется начать цитатой генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться». На мой взгляд, никто ещё не раскрывал любовь так, как это сделал Александр Иванович. В его произведениях это высокое, романтическое, идеализированное автором чувство всегда заведомо обречено, всегда завершается трагично. Ярким примером является любовь Олеси и «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича, любовь чистого Ромашова к корыстной Шурочке Николаевне, всепоглощающая любовь Желткова к недосягаемой Вере Николаевне. И хотя ни одна из историй не оканчивается словами «жили они долго и счастливо», герои счастливы вопреки всему. Чувство, которое им довелось испытать — отрада, но никак не разочарование. Эту мысль убедительно доказывают поступки Г. С. Ж. В течение семи лет он наслаждался возможностью любить княгиню Шеину, пусть даже издалека. Для него, для маленького человека, желаемая женщина недоступна во всех отношениях. Он знает об этом, но продолжает безропотно поклоняться ей и обожествлять: «Да святится имя твоё». Разве можно после такого упрекать в низости души и равнять героя с «маленьким человеком» Н. В. Гоголя Акакием Акакиевичем? Желтков скорее напоминает пушкинского «рыцаря бедного», ведь он дарит свою самую дорогую вещь Вере Николаевне. Более того, гранатовый браслет — не просто символ его безграничной преданности, которая сопоставима вере, но и приношение к образу Божьей Матери. «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят все женщины и на которую больше не способны мужчины» — генерал Аносов и тут оказался прав. Но, увы, поняла это княгиня Шеина, слушая бетховенскую сонату №2, уже после смерти Г. С. Ж., чьё таинственное имя лишь однажды упоминается вскользь — Георгий. В заключение хочется подчеркнуть оптимистическое жизнелюбие мировоззрения Куприна. Его произведения учат нас любви, гуманизму и чистоте души, а также прививают истинные ценности. Таким я вижу, знаю и люблю Александра Ивановича. Обновлено: Опубликовал(а): titoreenko Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|