|
Трагикомедия «Сид» Пьера Корнеля (Литература XVII—XVIII веков)В трагикомедии «Сид» герои движимы сознанием долга. У Инфанты побеждает долг, а не чувство, потому что дочь короля не может стать женой какого-то рыцаря, как минимум она должна быть женой принца или сына короля. Родриго и Химена вынуждены следовать их сыновьему и дочернему долгу, ибо их долг является общественным. А в семейной жизни должны существовать разумные начла. Он понимает, что Химена навсегда для него потеряна, потому что она никак не сможет дать свою руку обесчещенному или убийце её отца. Как бы ни была сильна её страсть к Родриго, она вынуждена следовать повелению разума. И цель её жизни — исполнение её дочернего долга. И для Родриго исполнение его сыновьего долга непререкаемо. Его долг — защитить честь своего рода. На этом у П. Корнеля и строится конфликт, на противоречии чувства и разума, при победе разума. Но не все герои одержимы исполнением своего долга, а именно граф Гормас. На королевском совете, где выбирали наставника для сына короля, назначили учителем Дон Дьего. Из-за чего граф впал в ярость, к тому же он был очень тщеславен и горд. Чувства затмили его разум, и из-за этого он не осознавал своего долга, а долг перед королем — государственный. Но за это он был наказан смертью. Для него королевская воля — ничто, что значит, он посягает на долг перед королем и страной, ибо король — олицетворение страны. «Но есть священный долг – веленье короля». Разум вносит порядок и космос в жизнь, а чувства — хаос. А порядок — это внесение разумного начала во все сферы жизни, начиная с душевной, заканчивая государственной. Это и показывает нам П. Корнель. Пьер Корнель и Жан Расин были соперниками в жанре трагедии, целью которой являлся катарсис, сострадание герою. У Корнеля герои движимы сознанием своего долга, чем-то внешним к внутреннему миру. Расин больше занят по сравнению с Корнелем вниманием к внутренней жизни, к жизни человеческой души. Основной конфликт классицистической трагедии — противоречие между стихией чувства и разума. Этот момент наиболее ярко выражен в образе Федры. Она обезумила от своих чувств, потому что с сердцем ум в раздоре. Чувство страсти было внушено ей высшими силами — Афродитой, которым человек не в силах противостоять. Она понимала, что ум её безмолвствует, а страсть кипит, а поскольку она не смогла её побороть, погибает. Ещё одним ярким примером служит образ Ипполита. Но только ему чувства зажжены не богами, а самим собой. В конфликте у Расина чувства по отношению к разуму должны быть поражены согласно классицистической трагедии. У него они существуют в мире его героев, пронизывают его трагедию, но в конце концов погибают. Ипполит погиб из-за страсти Федры и мог погибнуть из-за любви к Арикии, дочерью врага его отца, Федра погибла из-за своей проклятой страсти. Но при этом Расин не отступает от канона классицистической трагедии, его герои всё равно умирают (погибают) вместе с их чувствами в конце, и триумф разума одерживает верх. У Корнеля и Расина вверх одерживает разум, который вносит в жизнь гармонизированное начало. Пьер Корнель создает и показывает зрителю некую утопию идеального мира, в котором все гармонично, разумно, и которой надо стремиться. Но у Ж. Расина все уподоблено жизни, где в основном правят чувства. Возникает желание подражания героям Корнеля, но в то же время восхищает мир Расина. Корнель поучителен, Расин человечен. Обновлено: Опубликовал(а): Бежан Полина Внимание! Спасибо за внимание. |
|