|
Дворянское невежество в комедии «Недоросль» (Фонвизин Д. И.)В комедии «Недоросль» Д. Фонвизин акцентирует внимание зрителя на проблему просвещения, дворянское невежество. Она поставлена на житейском уровне и постепенно приобретает тотальный характер. И её писатель открывает своё произведение. Из комедии мы знаем, что в неком семействе Простаковых, живет одна Г-жа Простакова и Тришка, крепостной портной, идеи которых сопоставляет автор. Крестьянин — самоучка, его никто не учил шить, но он пытался постичь ему нужное знание. Но его хозяйка утверждает, что нет-с он должен уметь это делать. Здесь показана на низком уровне идея просвещения, что без него нельзя ничего сделать, как говорит Тришка.
Идея просвещения постепенно переходит от низшей ступени к высшей, а именно к постижению высшей философской жизни — добродетель. Д. Фонвизин вложил общественно-политические идеи в злободневные слова Правдина и Стародума. Например, в утверждение долга дворянина служить государству, писатель через Правдина отправляет Митрофана на службу. Темы воспитания и просвещения — центральные темы комедии «Недоросль». Воспитание и отношение Г-жи Простаковой к людям — скотское. Например она обращается к Тришке — «скот», к Еремеевной — «собачья ты дочь» и т. д. Эта героиня принадлежит невежественному дворянству, которое не в состоянии понять интересы государства, что проявляется в непонимании указов, законов, например «Указа о вольности дворянской». Сам указ, изданный в 1726 г. Петром III, предоставлял дворянству ряд преимуществ, в том числе освобождал дворян от обязательной службы государству. Но Простакова понимает указ как разрешение дворянам делать все, что им захочется. Её несчастье — результат её злонравия. Она же в комедии приобретает психологическую глубину, теряя плоскостность. Стоит отметить, что этот персонаж оказывает дурное влияние на её сына, Митрофана, который является смышлёным и неглупым ребенком. Она приучает с детства его тому, что есть науки «дворянские» и «не дворянские», например география.
Учит его неподобающему отношению к людям. К своему учителю Цыфиркину он обращается «гарнизонная крыса», где мы опять наблюдает скотское поведение. В комедии представлен еще один персонаж, для которого, как и для Г-жи Простаковой, закон морали и права не писан, это Скотинин. Надо сказать, что особенностью классицистической комедии является значимость имен. Уже по фамилии этого героя можно предсказать его la nature. И наше представление о нем подтвердится. Для него огромнейшую ценность играют свиньи, грязные и нечистоплотные животные. Его отношение и воспитание, точно такое же, как и у его сестрицы. Д. Фонвизин крепколобость Скотининского образа обыгрывает созданием истории про дядюшку и ворота, что является гротескным образом. Невежество Скотинина проявляется в незнании Библии. Когда он доказывает Стародуму, что мол его род очень древний, даже стариннее самого Адама.
Достаточно ярким моментом является разоблачение «почтенного немецкого учителя», Вральмана. И в итоге оказывается, простецкий кучер обучает дворянина! Когда сам дворянин должен быть умнее какого-то крестьянина.
Персонаж Софья олицетворяет «мудрый выбор». На протяжении всей пьесы ей предоставляется некие уроки и экзамены в виде выбора порока или добродетели. И всегда он оказывается верным. Она умна, стремится к просвещению, постижению высшей философской жизни. Её уроки этики представлены по образу диалогов Платона, где в качестве учителя выступает Стародум. Он объясняет не только Софье, но и зрителю, что есть та самая добродетель, к которой следует стремиться, что есть просвещение. Или «Просвещенная умница без души — тварь». Д. Фонвизин показывает зрителю, что дворянин не должен обладать только умом, он должен быть просвещенным, благонравным, воспитанным, знать закон морали и права, служить государству своему. Есть дворяне не достойные быть дворянами, коими являются Простаковы и Скотинин. Их образы это всего лишь сочетание безграмотности и бесчеловечности. А есть дворяне достойные быть сими, а именно Софья, Правдин, Милон и Стародум. Они преданы не только государству, но и себе, своему разуму. Их можно назвать личностными героями. Обновлено: Опубликовал(а): Бежан Полина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|