|
«Герой нашего времени» — смысл названия (Лермонтов М. Ю.)Этот психологический роман М. Ю. Лермонтова был задуман в 1838 году, в тоже время создавалась романтическая поэма «Мцыри». А в 1848 году этот роман уже выходит отдельным изданием в свет. Нельзя сказать, что недоброжелательная критика решила его обойти, нет, её было много: обвинения имели род упреков центрального героя в безнравственности и самого писателя не в правильном выборе, потому что его герой не русской национальности.
Но вместо ответа на критику, Лермонтов пишет предисловие к этому произведению. В котором обозначает главную тему романа — судьба поколения 30-х годов, отразившуюся в образе Печорина. А поскольку молодость Лермонтова пришлась на эпоху царствования Николая I. И тяжелая атмосфера этого времени сделала для передовых людей того времени невозможным выражение собственных общественно-политических взглядов, что способствовало появлению нового «героя1». Взгляд которого сосредоточен не в социальном отношении, а на нравственных позициях. Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Молодость Лермонтова пришлась на эпоху царствования Николая I. И тяжелая атмосфера этого времени сделала для передовых людей того времени невозможным выражение собственных общественно-политических взглядов. Что способствовало появлению нового «героя». В первой части читатель знакомится с двумя полностью противоположными личностями, принадлежащими к разным культурам: Максимом Максимыч и Григорием Александровичем, или как в дальнейшем мы будем его называть — Печориным. Максим Максимыч — человек традиционный, в частности даже патриархальный. И облик его жалкий, хотя он привлекательный для читателя. Он человек житейский, достаточно умный и опытный. А Печорин представляет собой человека нового времени. Что для него нормально, то совсем не привычно для первого. Печорин — человек, чья личность изображена как результат взаимодействия двух начал. Он представляет собой социально-психологический портрет людей — поколения дворянской интеллигенции 30-40-х годов. Изначально читатель мог подумать, что Печорин — личность странная, непривычная для общества XIX века. Но для штабс-капитана странность его заключается только во внешнем, а именно в его противоречивости поведения. Он не может увидеть полностью сущность своего приятеля, потому что они принадлежат к двум противоположным культурным обществам. Черты Печорина Лермонтов изображает не как индивидуальные психологические, а как культурно-исторические. Его натура глубокая, характер не поверхностный. Этому свидетельствует, что всякие удовольствия для него скучны, например, Бэла или Мери, которые для него являются всего лишь некими игрушками. Да и всё, что можно достать за деньги, Печорину быстро надоедает. Что касается сущности Печорина, то мы можем сделать некие выводы из его Журнала, который он пишет беспощадно — «беспощадно выставлял он наружу собственные слабости и пороки», «без тщеславного желания возбудить участие или удивление». Ему не нужны были ни сочувствие или жалость. Для него всё безразлично. Печорин — человек, считающий достаточным основанием для любого действия каприз. Он никогда не остановится ни перед чем, у него нет никаких преград. Он готов пойти даже на нравственное преступление — принести в жертву человеческую судьбу. Он похищает Бэлу (Не сам, а с помощью глупого и страстного Азамата в обмен на Карагеза), зная, что он разрушает семью — Бэла похищена, отец убит, Азамат вынужден скрываться в горах, и теперь могут возникнуть политические проблемы, ибо убитый отец был мирным князем. Печорин ведёт себя эгоистично по отношению ко всем. Но в один момент он произносит фразу, указывающую на его «гуманный» и «благородный» поступок и означающую спасение им Бэлы от ужасной и мучительной для неё судьбы: «ведь вы добрый человек, — а если отдадим дочь этому дикарю, он ее зарежет или продаст». Также примером его эгоистичной натуры является тот факт, что дружеские чувства для Печорина не представляют абсолютно никакой ценности. Но Печорина определяет не только эгоистичное поведение, но и индивидуализм. Что является специфическим отношением к жизни и людям, то есть некой философской позицией. Здесь мы должны выделить важный акцент — философия. Индивидуализм основан на учении, где центром мира сего и высшей ценностью считается собственное «Я». Но для Лермонтова это не достоинство, а порок. Печорин — несомненно эгоистичная натура, но зато храбрая и достаточно любопытная. Он идет на встречу с контрабандисткой из-за влечения к неизвестности, хотя он не умеет плавать. Его тянет тяга к знанию того, что кроется за завесой тайны. Но на деле это оказывается каким-то пустяком. Поэтому Лермонтов и говорит, что наш герой готов на растраты своей жизненной энергии ради мелочей и пустых делишек, и что всегда ему будет дело до какой-нибудь тайны вместо человеческих бедствий. Здесь читатель презирает Печорина в его бесчувственности и бесчеловечности. Но в конце романа его чувства и мнения меняются и становятся противоречивыми. На первых страницах он вызывал ничего более чем презрение, но на последних страницах вызывает сочувствие. Что говорит о неоднозначности характера этого персонажа. Печорин — человек, чья воля при столкновении с кем-либо, несомненно, побеждает, как говорили ему Максим Максимыч и Вера. Но однажды он проигрывает во время дуэли с Грушницким — его бывшим приятелем. Хотя по правилам её победу одерживает Печорин, но моральная достается Грушницкому — он заставил нашего героя сделать то, чего делать он не желал. Также Лермонтов изображает Грушницкого антиподом Печорина. Который не вызывает ничего кроме жалости, ведь он подражает ему и его личность — полное противоположное явление Печорина. Грушницкий изображен романтическим героем, который вечно страдает, а точнее делает страдающий вид. Но истинно страдает только Печорин, и это мы узнаем от Лермонтова и из письма Веры. Поэтому Грушницкий и скажет такие слова на дуэли: «я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…». Смысл названия произведения кроется в олицетворении культурно-психологического портрета в виде Печорина. Иными словами, Печорин — народный персонаж, хотя и отдаленный Европейскими завесами от полноценной культуры России. А источник его страдания — не примирение реальности, в которой ему приходится жить. Он напоминает Чацкого из комедии «Горе от ума». Они оба не хотели принимать действительность своего времени из-за чего оставались непонятыми обществом. В названии произведения Лермонтова звучит черная ирония, направленная не на героя своего времени, а на общество так называемой современности. В Печорине, несомненно, каждый человек XIX века видел себя. Возможно поэтому Николай I негативно отзывался, как и о самом авторе (потому что говорил правду, а как мы знаем — за правду не бьют, за правду сажают), так и его романе. По мнению императора, Максим Максимыч должен был стать героем нашего времени, ибо он является настоящим человеком, человеком правильным, неиспорченным. Но поистине настоящим является только Печорин, он глубокая личность, страдающая от грязной и жестокой действительности. Обновлено: Опубликовал(а): JenniferWein Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|