|
«Пан Тадеуш» Адама Мицкевича как миф (Литература XIX века)Уже много говорилось о том, что "Пан Тадеуш" — это эпопея, об этом свидетельствует то, что в ней изображены исторические события в Литве в 1811-1812 годах и период наполеоновских войн, разыгравшихся в Европе в то время. На этом фоне изображено благородное сообщество: Соплице и Горешко, для которых эти события являются важным историческим моментом. На основании таких кратких замечаний можно сказать, что это эпопея. Но можем ли мы также сказать, что это миф? Кажется, что "Пан Тадеуш" не может считаться мифом, потому что он не выполняет ни одной из своих основных функций: ни религиозной, ни объяснительной. Конечно, "Пан Тадеуш" отвечает и другим принципам, определяющим миф, например, это текст, создающий социальные установки, он пропагандирует все ценности, соответствующие принципам жизни в обществе, а также является в некотором роде дидактическим текстом, воспитывающим, например, патриотизм. Ему нельзя отказать и в эстетической функции, если мы смотрим на прекрасные описания природы, и в познавательной, потому что он пропагандирует и учит старым обычаям, которые преобладали среди дворянства. Однако эти условия не являются достаточными, поскольку им удовлетворяет, например, сказка, которая, конечно, не относится к категории мифа. Однако если отнестись к слову "мифический" иначе, если обратиться к его метафорическому значению, то можно сделать вывод, что мы находим в произведении такие элементы. В конце концов, мы знаем, что "мифический" также означает "нереальный" или "нереальный", и всё же многое в "Пане Тадеуше", от персонажей до природы, иногда кажется нам "нереальным" и невозможным в обычном мире. Читая эту работу, мы видим, что Мицкевич изобразил Соплицово как идолопоклонническое место, которое в таком виде могло существовать только в его воображении. Чтение таких описаний, конечно, доставляет нам удовольствие, но мы никогда не станем утверждать, что так оно и есть на самом деле. Мы также знаем, в конце концов, что не вся история, изображенная поэтом, является его выдумкой. Здесь мы имеем дело с людьми, героями истории, которые действительно существовали. Например, генерал Дабровский или Князевич, и, конечно, Наполеон. Поэтому в контексте "Пана Тадеуша" мы можем говорить о его мифических качествах, но в метафорическом смысле. Это своего рода социальный миф, т. е. часть информации, которая имеет большое значение для данного сообщества, к которой оно относится и в которую верит. Несомненно, мы найдем в произведении события, которые подтвердят тезис о его мифических коннотациях. Например, миф о Наполеоне и его помощи Польше в освобождении от власти царя. Поэтому "Пан Тадеуш" — это в некотором смысле миф, но не в литературном, а в социальном смысле. Это означает, что мы не можем сказать, что в нашем эпосе происходят какие-то таинственные события, в которых участвуют какие-то мифические фигуры или боги, но мы можем сказать, что "Пан Тадеуш" построен на социальной вере и убежденности в победе Польши и обретении ею свободы. Кажется, именно поэтому польское общество так высоко ценит "Пана Тадеуша" и возводит его в достоинство национального эпоса, ведь он затрагивает темы, которые укоренились в сознании каждого из нас. Мы всегда будем считать жизнь и свободу нашей страны самыми важными, и произведения, относящиеся к этим ценностям, автоматически становятся близкими нам и достойными нашего внимания. Обновлено: Опубликовал(а): MyFuture Внимание! Спасибо за внимание.
|
|