Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью...» пример (Ахматова Анна)

Стихотворение Анны Ахматовой "Сжала руки под темной вуалью...", написанное в 1911 году, благодаря своему реалистичному сюжету и связи с материальным миром: биографией поэтессы — является одним из наиболее знаковых произведений, созданных литературным движением акмеистов, что, на первый взгляд, кажется весьма неоправданным. Однако внешняя легкость и простота образов оказываются обманчивы: за ними скрывается не только загадка, кому же предназначалось стихотворение, но и глубоко личная драма поэтессы.

Так, главной темой произведения является сила человеческих слов, которую Анна Ахматова не могла не осознавать после нескольких попыток самоубийства Николая Гумилева, отвечая на его предложения руки и сердца отказом. Разве она ответственна за чувства другого человека? Однако о какой близости между людьми может идти речь, если они не считают чужие чувства важными? Так, лирическая героиня стихотворения, "терпкой печалью напоив допьяна" своего возлюбленного, наблюдает за изменениями его походки и выражения лица: из милого, заботливого человека, интересующегося её бледностью, он превращается в шатающегося, с искривленным мучительно ртом.

Подобные метаморфозы происходили и с лирическим героем из поэмы В. Маяковского "Облако в штанах", в частности, в первой её части, где Мария сообщает о том, что выходит замуж. Учитывая, что "Сжала руки..." было написано Анной Ахматовой после помолвки, сюжет стихотворения начинает проясняться: смысл обретает и "тёмная вуаль", символизирующая траур, вызванный нежеланным браком, и бледность её лица, вызванная не недугом, а ужасом, и реакция её возлюбленного. Только у поэтессы "пожар сердца" испытывает именно лирическая героиня, готовая всюду следовать за своим любимым: "бежала, перил не касаясь", "за ним до ворот". Её переполняют искренние чувства, а от прежней внешней непоколебимости не остается и следа. Героиня готова не только бросить всё, сочтя предыдущий разговор за штуку, но и умереть, если её возлюбленный от неё откажется. Однако её надежды всё исправить разбиваются об его спокойную, жуткую улыбку и фразу "не стой на ветру". Подобное замечание совсем не подходит ситуации: оно слишком будничное и отстраненное. Оттого достигший своего пика конфликт обрывается, не получив должного завершения, а пропасть, возникшая между героями, ощущается такой реальной.

Композиционно стихотворение А. Ахматовой можно разделить на три части: предысторию конфликта, "погоню" за возлюбленным, в которой героиня переосмысливает свои чувства и желания; и его "вердикт", невозможность продолжения отношений.

Ключевыми строками в произведении я считаю стихи:

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: "Не стой на ветру".

В них заложены все изменения, произошедшие в лирическом герое после слов героини: от потрясения, гнева и обиды он приходит к смирению и платоническому проявлению заботы.

Рассматривая средства выразительности, стоит обратить внимание на эпитеты, усиливающие эмоционально-экспрессивную окраску: "темная вуаль", "терпкая печаль", "улыбнулся спокойно и жутко". Кроме того, последнее также является оксюмороном, раскрывающим противоречивый характер эмоций возлюбленного. Поэтесса использует метафоры: к примеру, "печалью напоила его допьяна" и "искривился мучительно рот", подчеркивающие неприятность известий. А в третьей строфе произведения — аллитерацию звуков "ш" и "с": "шутка", "уйдешь", "спокойно", "сказал", "не стой", — создающую ощущение продаваемого ветрами пространства между героями.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.