|
Герой нашего времени. Образ Печорина (Лермонтов М. Ю.)Может ли глубоко чувствовать человек, отвыкший от любого проявления чувств? Ответить на этот вопрос сколько-нибудь внятно может только сам этот человек. Он - персонаж, но персонаж реально живущий во многих. Это собирательный образ своего поколения, герой своего времени. Его нашёл в характерах людей и оживил на бумаге Михаил Лермонтов. Этот персонаж - Григорий Александрович Печорин. В первой же главе романа "Герой нашего времени" он предстаёт непорядочным человеком: крадёт Бэлу, не заботясь о её чувствах. Сразу возникает впечатление, что он способен только на поверхностное увлечение. А после трагической (и почти предопределённой с момента похищения) смерти Бэлы Печорин остаётся спокоен. Вот как это описывает Максим Максимыч: "его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя. Наконец он сел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся…" - и ведь Печорин сам признаётся, что не любил по-настоящему: ". . . влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто…" Не чувство, а маска, надетая ради развлечения. В главе "Княжна Мэри" Печорин сам раскладывает эти чувства-маски перед читателем. Он признаётся: "У меня в рождённая страсть противоречить. ", "Я не способен к дружбе. ", "Я презираю женщин, чтобы не любить их" - и так далее. И сразу оправдывает себя тем, что он приобретал те качества, которые люди в нём предполагали. Он постоянно играет на чувствах людей, вызывая исключительно негативные эмоции - на каждом шагу злит княжну и своего приятеля Грушницкого, ликуя каждый раз, когда кто-то приходит в бешенство или впадает в отчаяние. Печорин - один из тех, кто живёт, неся несчастье и другим, и себе. Кажется, что он безнадёжно пуст, но вдруг в сюжете произведения появляется Вера. Вернее, сначала появляется только упоминание о ней. Тогда Печорин вспоминает её сразу, даже без подробного описания. Хватило одной приметы - родинки на щеке. Печорин, всегда хладнокровный и безразличный, вдруг начинает волноваться и теряется в догадках: "Она ли это?". . . Кажется, что это - момент, когда душа в нём проснулась. . . Но нет. При встрече он ранит Веру, напоминая ей о прошлом и о позоре измены мужу: "Тогда ты была замужем, но это нам не помешало" - говорит он. И это не могло быть случайностью - тот, кто изучил все струны человеческой души, не делает таких грубых ошибок. А это означает, что он ранил Веру намеренно. Возможно, с целью не выходить из привычного образа. . . Вероятно, этот герой легко мог бы оправдать себя, как и всегда. Ведь после всех нанесённых им обид он как ни в чём не бывало стал ухлёстывать и за княжной, и за Верой, чтобы позже бросить обеих. Зачем ему всё это? Он просто скучает. Ему забавно от чужих страданий. Кому-то может сначала показаться, что Печорин - влюбчивый романтик, ведь он знает любовь к разным женщинам. Может возникнуть впечатление, что его действительно испортило чужое мнение, можно даже посочувствовать этому человеку. Но на самом деле Печорин просто слаб, он безнадёжно устал от жизни и сам задушил в себе любовь раз и навсегда. Пожалуй, единственную любовь - любовь к Вере. Обновлено: Опубликовал(а): На-Сы-Дзя Фукеси Внимание! Спасибо за внимание.
|
|