|
А. А. Чацкий — победитель или же побеждённый? по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)В любом литературном произведении рассказывается о какой-то эпохе, ставятся перед читателями вечно важные проблемы. И герои обычно выступают носителями этих проблем. Так, в произведении Грибоедова, А. А. Чацкий является одним из главных героев и в то же время он — самый яркий и амбициозный из всех. Как известно, произведение заканчивается тем, что Чацкий покидает Москву, увозя с собой «мильон терзаний»: разочарование в любимой девушке и явную неприязнь к фамусовскому обществу, хотя и сам является его уроженцем. Но всё же в своей статье Гончаров называет Чацкого победителем. Почему? Итак, Чацкий приезжает в Москву в начале комедии, чтобы встретиться с Софьей. У него нет никакого стремления к просветительству. Скорее всего он даже и не подозревал, что ему придётся отстаивать свои прогрессивные взгляды на жизнь у сторонников консерватизма. В своих высказываниях в первом действии произведения Чацкий даже показывает некую радость от приезда в свой родной город: «Ах! Боже мой! ужели я здесь опять, В Москве! У вас!». Столица и нравы её жителей герою хорошо знакомы. Тогда о какой победе может идти речь, если сразу становится ясно, что «век нынешний и век минувший» — совершенно разные миры, не понимающие друг друга? Мы понимаем, читая произведение, что оба данных мира не готовы идти друг другу на уступки и всё время отстаивают своё мнение друг у друга. Александр Чацкий, несмотря на «свежую голову» и чистые помыслы так и не сможет донести до людей свое представление о современном обществе. Он «мечет бисер перед свиньями», что является делом неблагодарным и, как кажется, бессмысленным. Но у этой бессмысленности есть разгадка: «в нём чувство правды оскорблено». Главная способность Чацкого — замечать в людях неискренность, бездуховность существования. Острая неприязнь к людям с такими качествами и вызывает бурную реакцию Чацкого. Он как «новый человек» прямо высказывает свою точку зрения, выражает своё недовольство насчёт чинопоклонения, карьеризма, кумовства. Не остаются без внимания преклонение перед всем иностранным и так называемыми "авторитетами". Чацкий вступает в борьбу с «фамусовским обществом». Это противостояние «нового человека» не с какими-то конкретными лицами, а с системой ценностей, консервативными традициями. Сила «века минувшего» в его сплочённости, едином мнении, массовости. Приверженцы консервативны взглядов не имеют никакого отношения к понятиям личность и собственное мнение. Он хотя и не смог донести до других свою точку зрения, но зато он сумел остаться самим собой. Это и делает Чацкого победителем. Да, в итоге герой покидает Москву со словами: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок!». Но что это доказывает? Только то, что было очевидно с самого начала: «век нынешний и век минувший» — миры, бесконечно чуждые друг другу. «Век минувший» не сломил Чацкого, тем самым оказавшись проигравшим. Также хотелось бы добавить, что победу Чацкого составляет борьба за будущее России. В эпоха великих реформ 19 века, когда люди переживали тридцатилетний застой николаесвкого царствования, страна повернётся лицом к цивилизации. На первый план были поставлены именно нравы самого Грибоедова, которые он вложил в своего героя комедии. Это показывает, что взгляды «новых людей» пережили не только испытание на прочность в борьбе с «фамусовским обществом», но и сохранились спустя долгое время. На основе этих взглядов государство начало двигаться к нормальному, развитому устройству общества. Человек становился более современным. Обновлено: Опубликовал(а): Таня Соловьёва Внимание! Спасибо за внимание.
|
|