|
Виконт де Вальмон («Опасные связи») и Герцог Де Немур («Принцесса Клевская») (Сравнительный анализ)Оба эти персонажа в самом начале истории предстают как мужчины, любящие ухаживать за разными женщинами, как харизматичные люди, которыми все восхищаются. На этом, кажется, их сходство заканчивается. Так в начале "Принцессы Клевской" нам описывают герцога де Немура: "...он обладал веселым нравом, равно любезным и мужчинам, и женщинам... Не нашлось бы такой дамы при дворе, чье самолюбие не было бы польщено его ухаживаниями; немногие из тех, кого он добивался, могли бы похвалиться, что устояли перед ним... Он был столь мягкосердечен и столь влюбчив, что не мог отказывать во внимании тем, кто старался ему понравиться; поэтому у него было много любовниц, но трудно было угадать ту, кого он истинно любил". Это присуще философии "галантной любви", царившей тогда при дворе. Герцог выступает весёлым и обаятельным соблазнителем, повесой. Такая философия исключала реальные душевные волнения и любовные переживания, и то, что герцог в итоге отказывается от галантной любви, утрачивает былую живость и веселость, доказывает, что он действительно влюблен в принцессу Клевскую. Герцог де Немур, несмотря на то, что нам мимоходом описывают его прошлое волокиты, далее вызывает в читателе сострадание. Влюбившись с Принцессу Клевскую, он отказывается от своих былых любовных увлечений, и даже от руки Елизаветы Английской, брак с которой, несомненно, принес бы ему много благ. Во времена дворцовых интриг, такая жертвенность кажется, по меньшей мере, удивительной, и заставляет в очередной раз задуматься о том, что чувства герцога истинны. Ведь, например, видам де Шартр, оказываясь в похожем положении, но пытается обмануть и свою возлюбленную, и расположенную к нему Екатерину Медичи, тем самым контрастируя с герцогом Немурским, возвышая его. Но образ губителя женских сердец не покидает его, даже когда его характер меняется, посредством любви. Например, в эпизоде с письмом, всему двору, а, главное, самой Принцессе, легко поверить в то, что письмо обиженной женщины предназначалось именно де Немуру. "Она видела только, что господин де Немур не любил её так, как она думала, и что он любил других, которых обманывал так же, как её". Таким образом, герой становится как бы заложником своего образа, своей репутации, ведь если бы не это, возможно бы принцесса относилась к нему менее опасливо, возможно принц Клевский не умер бы? Я, на протяжении произведения, не была расположена к герцогу де Немуру, я не считала его плохим персонажем, ведь он, по сути, такая же жертва любви, как сама Принцесса. Но меня иногда поражал его эгоизм. Да, он, видя, что принцесса опасается раскрытия привязанности между ними, по ее примеру, не оказывает ей очевидных всем знаков внимания и держится на дистанции, но, тем не менее, он не покидал принцессу Клевскую, когда та практически умоляла оставить ее в покое, как будто заботясь лишь о своих чувствах. Он приходит к ней с визитом, а когда она отказывает, он делает так, чтобы она не смогла его не впустить и приходит в компании. Даже когда он вроде бы дает ей вздохнуть свободно, оказывается, что он наблюдает: "Он поместился у одного из окон, служившего дверью, и стал смотреть, что делает принцесса Клевская". Герцог не дает ей жить спокойно, как она того желает, он даже подслушивает её разговор с мужем, о котором ни одна живая душа не должна была знать — настолько он был личным. Я считаю, что герцог просто не имел права искать любви принцессы против её воли. С другой стороны, каждый персонаж произведения в той или иной степени эгоистичен. Что касается виконта де Вальмона, он обладает схожей с герцогом Немурским репутацией. Он обаятельный волокита, перед ухаживаниями которого женщинам трудно устоять. На что стоит обратить внимание, так это на то, что герцог Немурский меняется под влиянием любви к принцессе. В этом их огромное различие с виконтом де Вальмоном. Я считаю, что виконт де Вальмон вообще не в состоянии любить. Что является одной из основных составляющих любви, или любой другой привязанности между людьми? Эмпатия. И виконт этим качеством явно обделен. Он не способен искренне сопереживать другим людям, и поэтому его игры доставляют ему такое удовольствие. Он — охотник, и чем сильнее сопротивляется жертва, тем для него лучше и интереснее. Именно поэтому его выбор падает на президентшу де Турвель — искреннюю, верующую и добродетельную женщину, которая счастлива в браке. "Вы знаете президентшу Турвель — её набожность, любовь к супругу, строгие правила. Вот на кого я посягаю, вот достойный меня противник, вот цель, к которой я устремляюсь". Она не возлюбленная, и даже не просто женщина — она противник и цель. Покорение этой "цели" для него, естественно, будет тяжелым, а, следовательно, интересным. Им движет нездоровое желание обладать, влиять и повелевать чувствами другого человека, выстраивая тактику покорения чужого сердца. "Эта женщина станет моей, я отниму её у мужа, я дерзнул бы отнять её у самого бога, которого она так возлюбила... Пусть она верит в добродетель, но пусть пожертвует ею ради меня". В чём различие виконта с де Немуром, так это в том, что герцога нельзя назвать лицемером, он не идёт на все, чтобы завоевать сердце принцессы Клевской, как это делает Вальмон, разыгрывая из себя благородного и доброго человека: "Я поручил одному доверенному лицу найти в окрестностях какого-нибудь несчастного, нуждающегося в помощи... Отойдя на каких-нибудь пятьдесят шагов от замка, замечаю следующего за мною соглядатая. Начинаю охоту и иду прямо через поле к нужной мне деревне... Заметьте, что главным лицом в толпе был для меня мой верный соглядатай. Цель была достигнута". Да, в жизни обоих присутствует мотив некой "игры", но, повторюсь, герцог Немурский убавляет свою спесь, влюбившись — игра утрачивает свою важность, что, опять же, подтверждает его отказ от романа с Елизаветой Английской. Для виконта же игра — цель жизни, она сама его жизнь. И ещё одно отличие в том, что Немурский играет с теми, кто согласен на это: "Он был столь мягкосердечен и столь влюбчив, что не мог отказывать во внимании тем, кто старался ему понравиться". В то время как Вальмон втягивает человека (де Турвель, например, или Сесилию Воланж) в свои интриги против его воли, подавляя его и захватывая над ним власть. "Пусть она верит в добродетель, но пусть пожертвует ею ради меня". Хочет ли этого президентша? Конечно же нет, но виконта это не волнует. Таким образом, я считаю, что хоть у этих персонажей и есть схожие черты, они являются совершенными противоположностями. Виконт де Вальмон — жестокий, неспособный на любовь человек, ставящий разум превыше всего. Герцог де Немур — обаятельный волокита, страдающий от любви, и меняющийся под её влиянием. Обновлено: Опубликовал(а): mmahonomori Внимание! Спасибо за внимание. |
|