Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Саламейский алькальд», «Эмилия Галотти» и «Коварство и любовь» (Сравнительный анализ)

"Саламейский алькальд", "Эмилия Галотти" и "Коварство и любовь" — это драмы, в которых ключевую роль играет представление о чести.

В драме "Саламейский алькальд" проблема чести рассматривается с разных ракурсов. С одной стороны стоит Педро Креспо — зажиточный крестьянин, который уже давно мог бы обзавестись, помимо всего прочего, и дворянской грамотой, освободившей бы его от постоя. Но он не видит в этом необходимости. Педро Креспо никоим образом не стыдится своего происхождения, он гордится тем, что он честный и благородный человек. Также высоким понятием о чести, обладает Дон Лопе. После того как он вмешивается в перепалку семьи Креспо с капитаном, между ними происходит такой диалог:

"Дон Лопе

Свидетель Бог, вам неизвестно,

Что был тут капитан пред вами?

Креспо

Свидетель Бог, вполне известно,

Но будь он даже генерал,

Когда б моей коснулся чести,

Его убил бы.

"

Представления о чести у этих персонажей различны. Дон Лопе имеет дворянское представление о чести, что мы видим в приведенной выше цитате. Звание капитана для него является более очевидным и важным, чем честь крестьянина, поэтому он удивляется, когда слышит, что Педро Креспо готов был бы убить капитана, если бы тот запятнал его честь.

Педро же имеет представление о чести, как о благе, дарованном Богом всем людям, вне зависимости от их происхождения:

"Кpeспо

Я Королю отдам именье,

И жизнь мою отдам охотно,

Но честь — имущество души,

И над душой лишь Бог властитель".

И его понимание чести, по мнению автора, является наиболее правильным.

Каждый персонаж обладает тем или иным пониманием чести, например капитан, у которого, казалось бы, нет ничего святого не желает брать в жены крестьянку Исабель, хотя это решило бы проблему.

В конце драмы Педро Креспо просит, стоя на коленях, чтобы капитан женился на его дочери и спас семью от позора.

"О чем прошу? Прошу о чести,

Которой вы меня лишили.

И честь моя, но так прошу,

Так умоляю я смиренно,

Что не моя она как будто,

А ваша".

Но тот грубо отталкивает предложение старика, из-за чего в итоге умирает.

"Эмилия Галотти"

Эмилия отличается от Педро Креспо. Если он деятельный человек, отстаивающий свою честь, то Эмилия — нежное, набожное и добродетельное создание. Хоть по сути, жертвами обстоятельств оказываются они оба, именно Эмилия играет эту роль до самого конца произведения и своей жизни. Она жертва чужой любви, любви, которая порочит честь Эмилии, и та не может это вынести. Для Эмилии сохранить честь — важнее, чем сохранить свою жизнь. Она не желает оставаться в руках принца, так как уверена, что там её добродетель рано или поздно будет утеряна.

Но для её отца — Одоардо Галотти — всё оказывается ещё более печальным, т. к. он вынужден погубить свою дочь. Я думаю, что он схож с Педро Креспо, они оба оказываются решительными борцами за честь и решаются на убийство, дабы защитить её.

Сначала Одоардо подозревает дочь в сговоре с принцем, но после видит, что она его не замешана в его гнусных планах, и сама страдает, беспокоясь о своей душе. И Эмилия сама решается на самоубийство, чтобы спасти душу от бесчестия:

"Опомнись. Ведь и у тебя всего одна жизнь.

Эмилия.

И всего одна невинность".

Но отец решает убить её сам, чтобы не приносить ей еще больше страданий.

После убийства дочери, Одоардо доносит до принца, что смерть Эмилии — его вина.

"Я пойду и сам отдамся в руки тюремщиков. Я иду и ожидаю вас как моего судью... А потом там... буду ждать вас пред лицом судии, который будет судить всех нас!".

"Коварство и любовь"

Здесь, как и в первых двух произведениях, противопоставляется честь дворянская и честь мещанская.

С первых строк произведения отец Луизы предстает нам как человек, заботящийся о своей чести.

"Жена. С ним надо быть повежливее, Миллер. Мы немало нажились на одних только его подарочках!..

Миллер. Это что же, плата за честь моей дочери?.. Убирайся ты к черту, мерзкая сводня!..".

Несмотря на это, ему свойственна манера любезничать с теми, кто выше по званию, которая, тем не менее, не мешает ему выставить президента за дверь, когда тот оскорбляет его дочь.

«Вершите, как хотите, дела государственные, а здесь я хозяин. Доведется мне быть вашим просителем и прийти к вам, тогда я вам почтение и окажу, но дерзкого гостя я выставляю за дверь. Не прогневайтесь. »

Понимание чести Миллера наследует и его дочь Луиза. Она умна и нежна, в Фердинанде ее привлекает не положение юноши (как, например, мать Луизы), а его душевные качества. Напротив, разница в их положении очень беспокоит девушку. Далее перед Луизой встает выбор между любовью и долгом, и она выбирает долг. Она пишет Фердинанду губительное для их любви письмо, продиктованное Врумом. Луиза жертвует своей любовью во имя спасения отца от заключения. После она дает клятву не раскрывать Фердинанду правды.

«Вурм. Положитесь на меня, ваша милость, — родители будут выпущены из тюрьмы не прежде, чем вся семья даст клятву держать происшедшее в строжайшей тайне и не раскрывать обмана.

Президент. Клятву? Да чего они стоят, эти клятвы, глупец?

Вурм. Для нас с вами, ваша милость, ничего. Для таких же, как они, клятва — это всё».

Луиза раскрывает Фердинанду правду уже перед самой смертью, приближение которой освобождает девушку от клятвы.

Фердинад, хоть и является человеком чести, в отличие от своего отца, персонаж довольно противоречивый. Он высказывает гуманистические идеи о равенстве, не считая разницу в их положении с Луизой чем-то значимым.

«Я — дворянин? Подумай, что старше — мои дворянские грамоты или же мировая гармония? Что важнее — мой герб или начертание небес во взоре моей Луизы: «Эта женщина рождена для этого мужчины»?».

Но, тем не менее, он настолько желает отстраниться от дворянской жизни и неугодных ему нравов, что допускает бесчинства отца. В таком случае можно ли считать Фердинанда в полной мере человеком чести?

«Я сын президента? Тем лучше! Что еще, кроме моей любви, способно искупить те проклятия, которые падут на мою голову из-за того, что мой отец грабит страну?». Но в его рукаве есть козырь, который он угрожает использовать, когда Луизе угрожает опасность. Так почему бы не использовать его на благо народа?

Получается, Фердинанд персонаж деятельный и благородный, только когда дело касается непосредственно его самого.

И противопоставляется Миллерам и Фердинанду сам президент. У него тоже есть свое представление о чести, но не как о душевном качестве человека, а как о его внешнем облике.

Он имеет представление о чести дворянской и офицерской, даже не задумываясь о чести простых людей. Президент говорит, что его сын замарал свою офицерскую честь, полюбивши мещанку. Если бы дело касалось простого романа его сына с девушкой, он бы не беспокоился.

«Кончится этот фарс появлением на свет здорового внука? Чудесно! Я выпью лишнюю бутылку малаги за свежий побег на моем родословном древе и уплачу штраф за обольщение девицы».

Но брак с этой девушкой для него немыслим.

Этим он напоминает Дона Альваро («Саламейский алькальд»). Его не волнует погубленная им чужая честь, но запятнать свою браком с девушкой более низкого положения он не смеет.

В этих произведениях наиболее развернуто освещена проблема сословного и внесословного представления о чести. Я думаю, что понимание чести здесь можно разделить ещё и на мужское и женское. Женское понимание чести жертвенное, глубоко душевное, в каком-то смысле сентиментальное. Мужское же понимание чести деятельное и воинственное. Если женщина погибнет за свою честь, то мужчина скорее за неё убьёт.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.