|
Вы здесь: Критика24.ру › Паустовский К .Г.
Рецензия на рассказ «Телеграмма» (Паустовский К .Г.)Проблема «отцов и детей» всегда будет актуальна, как в литературе, так и в самой жизни. В таких конфликтах основным источником является различие мировоззрения, нравов и ценностей. Зачастую юноши и девушки, стремясь поскорее стать независимыми и самостоятельными, безвозвратно покидают родное гнездо. Но в погоне за карьерой и личным успехом, не успевают заметить момент, когда уже им самим приходится быть опорой и поддержкой собственным родителям. Многие произведения, поднимающие этот вопрос, становятся признанной классикой, проверенной временем. Одним из таких небольших, но емких по содержанию рассказов является «Телеграмма» Константина Георгиевича Паустовского. «Телеграмма» впервые была напечатана отдельным рассказом в 1946 году, однако, истоки рассказа можно найти в повести «Мещёрская сторона», изданной в 1937 году, где присутствует небольшое упоминание о судьбе дочери известного художника. Произведение завоевало мировую славу и однажды было отмечено американской актрисой Марлен Дитрих, которая выразила Паустовскому личную благодарность и восхищение во время ее выступления в Москве. В центре внимания находятся две главные героини: пожилая женщина Катерина Петровна и молодая и инициативная Настя. Они предстают перед нами матерью и дочерью с социальной и нравственной пропастью в целое поколение. Жизнь первой разворачивается в глухой деревне. Её «мемориальный» дом и произведения искусства, оставшиеся здесь после её отца, выдающегося художника, уже не представляют никакого интереса для деревенских жителей. Поэтому даже холодной осенью больная и умирающая Катерина видит рядом с собой лишь неравнодушную соседку да местного сторожа. «Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме», — так пожилая женщина отзывалась об одной из вещей, разбавлявших пустоту и тоску её души и сердца. Причиной этого одиночества и отчаяния старушки является её взрослая дочь, навсегда позабывшая дорогу в родной дом ещё три года назад. Настя живет и работает в Ленинграде, организовывая показы и выставки для недооцененных и неизвестных художников. С наименьшей же охотой девушка стремится помочь собственной матери, изредка «откупаясь» от неё сотней-другой рублей и двумя строчками в письме, не похожими ни на искренние извинения, ни на чистосердечные обещания приехать в деревню после завершения всех городских дел. Слова художественного деятеля, работавшего с Настей: «— В наши дни, — говорил он, покачиваясь и придерживая очки, — забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», — помогают девушке осознать её заблуждения в желании отделиться от жизни и проблем родной матери, каждый раз прощающей ей личное безразличие, холодность и эгоизм. Однако, сожаления дочери в финале становятся бессмысленными, ведь сколько ни извиняйся и ни плачь над покойником, слова и время назад не вернуть. Основной в произведении выражена проблематика малодушия, погони за ложными ценностями, омрачённости совести и позднего раскаяния. Хотя поначалу мы можем сочувствовать самой Насте, невероятно сильно загруженной делами без возможности покинуть город ради встречи с родным человеком. Но затем, героиня раскрывается неблагодарной и безответственной: она даже не пытается наладить отношения и связь со своей матерью, ведь просто не хочет этого делать. Настя поздно старается повернуть время вспять и проститься с умирающей Катериной. И, как исход, в память о матери девушке остается навещать только свежий могильный холм и «холодную темную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно». В заключение отмечу, что этот рассказ с первых страниц покоряет читателей своей реалистичностью и трогательностью. Настя слишком поздно осознает всю любовь и заботу, которую получала от растившей её матери. Это произведение послужит поучительным примером для юных читателей, развивая в них нравственность и уважение к старшим. А взрослым напомнит о важности помощи собственным близким людям и вызовет множество противоречивых эмоций после прочтения этой необыкновенно сильной малой прозы. Обновлено: Опубликовал(а): Вика Беляева Внимание! Спасибо за внимание.
|
|