Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Мы все глядим в Наполеоны...» аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», И. А. Бунин «Петлистые уши» (Итоговое сочинение (декабрьское))

А. С. Пушкин писал: "Мы все глядим в Наполеоны..." — действительно, идея о человеке "идеальном", имеющем особенные возможности и права, появилась в умах людей ещё с незапамятных времён и изменялась на протяжении поколений. После великих побед Наполеона на Западе в 19 веке многие, кто не считал его Антихристом, приняли его за сверхчеловека, и некоторые даже стремились ему подражать. Следствием таких настроений стали теории, описанные, например, в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" и в рассказе И. А. Бунина "Петлистые уши".

Желание подтвердить выведенную идею о сверхчеловеке толкает героев произведений на преступление.

Теория Родиона Романовича в романе Достоевского заключалась в разделении людей на две категории: "твари дрожащие" и "право имеющие". Раскольников говорит о праве "необыкновенного" человек переступать границы дозволенного ради высшей цели, движения цивилизации вперёд по пути развития, в то время как "обыкновенные люди" являются лишь средством для достижения этих целей. Главная отличительная особенность "право имеющих" — способность не испытывать муки совести после совершения преступления. в качестве примеров герой приводит правителей прошлого, в том числе императора Наполеона. Движимый желанием проверить теорию на себе и узнать, может ли он причислять себя к этим великим людям, Раскольников убивает старуху-процентщицу. Герою приходится разочароваться в себе и своей идее, потому что после совершенного убийства он переживает ужасные душевные муки. Но именно эти страдания приведут Раскольникова на путь искупления. Герой находит силы признаться себе и всему миру в преступлении и получить заслуженное наказание, отказавшись от теории о сверхчеловеке.

Похожая ситуация в рассказе Бунина "Петлистые уши", но герой этого произведения в своей теории заходит дальше Раскольникова. Бывший моряк, Адам Соколович, общаясь со знакомыми, озвучивает мысль, что людей особенно жестоких и способных на убийство можно определить по "петлистым ушам", но, несмотря на это, описанные качества в некоторой степени присущи всем людям. Поэтому муки совести из-за преступления не признак отрицания самой идеи убийства другого человека человеческой природой, но признак малодушия. По теории получается, что каждый способен делать, что хочет. Важной деталью является то, что рассуждая о человеческих идеалах, герой называет себя не только "панским сыном", но и в первую очередь "сыном человеческим", что говорит о его едином нравственном начале со всем человечеством. Такая двойственность героя прослеживается на протяжении всего его монолога. Даже имя Соколовича созвучно с именем первого человека Адама, познавшего запретный плод древа добра и зла. Именно эта особенность позволяет сказать, что сверхчеловек, каким его видит Адам Соколович способен не только преступать грань дозволенного, но и сам определять её. За теорией сразу последовала практика: герой задушил проститутку, но, в отличие от Раскольникова, не понес за это заслуженного наказания. Автор оставляет Соколовича наедине со своей совестью.

Выражение Пушкина пропитано иронией, ведь сверхчеловек из-за субъективности своего понятия является недостижимым идеалом, и люди, которые стремятся достигнуть его, обречены на неудачу, даже если не получают юридического наказания. Единственное, что человек может сделать — это сохранить себя и не сломать свою душу насилием и жестокостью, как это произошло в случае с Раскольниковым во время убийства старухи м Лизаветы и с Соколовичем, прошедшим войну.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.