|
Какую роль в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют портретные характеристики героев (ЕГЭ по литературе)Оценка эксперта внизу Роман «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман, написанный М. Ю. Лермонтовым в 1838–1840 годах. Писатель часто использует портретные характеристики для того, чтобы раскрыть внутренний мир своих героев, чтобы читатели могли представить себя на месте своего любимого героя. Лермонтов не описывает героев детально, но все равно, некоторые черты могут многое сказать о человеке. Самым ярким персонажем этого произведения является Григорий Александрович Печорин. В главе «Бэла» его портрет дан глазами разных героев: Максимом Максимычем и странствующим офицером. Есть в романе и автопортрет героя. Это происходит, когда он видит свое отражение в зеркале перед дуэлью. Характер Печорина прослеживается и во внутреннем мире и в его внешности. Это замечает Максим Максимыч, он обращает внимание на некоторые поступки и скрытность Печорина «славный был малый…только немножко странен». Максим Максимыч отмечает, что внешность Печорина необычна: светлые волосы и черные брови- признак аристократизма. Печорин часто удивляет Максима Максимыча, в особенности его поступки. Например, когда он дразнил Азамата тем, что тот никогда не сможет достать коня Казбича. Максим Максимыч рассказывает странствующему офицеру про Бэлу и про самого Печорина. Офицер узнает о том, как Печорин был нездоров, как он исхудал после смерти Бэлы, был «бледен как полотно». Максим Максимычу было непонятно поведение Печорина: тот лишь сидел и что-то чертил на песке, а потом вдруг встал и рассмеялся. Странствующий офицер, который предстает перед нами в роли рассказчика. Такой портрет очень лаконичный: Максим Максимыч уже человек бывалый, он бывал в разных переделках, много все испытал за всю свою жизнь. О следующих героях мы узнаем из «Журнала Печорина». В главе «Княжна Мери» мы знакомимся с юнкером Грушницким, который был «хорошо сложен, смугл и черноволос…Он закидывал голову назад, когда говорил, и поминутно крутил усы левой рукой, правою он опирался на костыль». Печорин отзывался о нем с иронией: «его цель — сделаться героем романа. Он был существом, не созданным для мира», обреченным каким-то тайным страданиям. У него был острый язык: эпиграммы его часто были забавны, но никогда не бывали метки и злы». Печорин с интересом наблюдал за тем, как Грушницкий хотел понравиться младшей княжне Мери. Портрет Грушницкого в каком-то смысле дан предвзято, он отражает отношение Печорина к нему: Печорин не любил Грушницкого, он чувствовал, что когда-нибудь с ним столкнется на узкой дороге, и одному из них несдобровать. В этой же главе «Княжна Мери» Григорий Печорин рассказывает нам и о докторе Вернере как о противоречивой натуре. Читатель узнает, что «Молодежь прозвала его Мефистофелем», а это очень льстило его самолюбию. Печорину нравился Доктор Вернер, он рассказывал, что они «друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что к дружбе Печорин был неспособен». Обратимся к женским образам. Бэла, возлюбленная Григория Печорина, была: «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны», они «сверкали, будто два угля». Ее внешность показана в динамике. После того, как Азамат привез свою сестру Печорину «в первые дни она молча гордо отталкивала подарки», не доверяя ему. В разговоре с Максимом Максимычем она решительно заявила, что она «не раба его – а княжеская дочь!. . ». Когда она доверилась ему, она «призналась, что с того дня, как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления. . . ». В этой же главе мы узнаем о том, что Печорин был влюблен в Веру- замужнюю женщину. О ее внешности известно очень немногое: она была очень хорошенькой, среднего роста, блондинка, с правильными чертами. На ее правой щеке была черная родинка, что говорило о некой загадочности, особенно на эту таинственность указывала и то, что она была окутана в черную шаль. Печорин влюблен в нее. Она была той единственной женщиной, которую Печорин был не в силах обмануть, она единственная принимала его со всеми недостатками. Только с Верой он чувствовал себя тем, кто он есть на самом деле, ему не нужно было притворяться, лицемерить. С ней он мог быть нежен и честен, открыто мог проявлять свои чувства. В ее косвенных взглядах он читал что-то дикое и подозрительное. Все эти загадочные зарисовки открывают нам ее непредсказуемость, ее дикость. Не случайно она попыталась утопить Печорина. Портретные характеристики героев М. Ю. Лермонтова раскрывают всю сущность героев, объясняют мотивы их поступков, рассказывают об их характере. Автор обращает внимание даже на мельчайшие детали, которые помогают составить их портрет. Обновлено: Опубликовал(а): Reinaria Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|