|
Чем похожи и отличаются образы Катерины и Ларисы? (Островский А. Н.)Катерина и Лариса — героини произведений островского «Гроза» и бесприданница». У них много общего, но также много и различий, каждая из героинь уникальна. В пьесе «Гроза» А. Н. Островский показывает читателям Катерину Петровну Кабанову — молодую девушку, которая вышла замуж за купца Тихона Кабанова. В его семье к ней относились жестоко и строго. Действие происходит в городе Калинове на берегу Волги, в саду, что показывает хоть какую-то близость жителей города к природе. «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов». Катерина была свободолюбивым и открытым человеком, часто пела народные песни и была близка к нему, но попала в «Тёмное царство» как бы из иного духовного мира, словно ангел или птица.
В отличии от Кабановых она даже богу молиться иначе, не чтобы искупить свои грехи, не со страхом, а с любовью, ведь бог сотворил всех людей, а значит и любит их, как своих детей. Для Катерины характерна не религиозность со всеми обязательными обрядами и прочим, а просто чистая вера, которая идёт и з глубины её души. для неё не так важно место, где молиться, это не обязательно должна быть церковь. Она разговаривает с богом непосредственно и ей не нужны все эти формальности, церковь — не дом бога, всё есть бог, он везде. В этом м и выражается её фольклорность и народность. Да, Кабаниха олицетворяет ушедшую эпоху, но образ Катерины берёт свои истоки ещё раньше. Новое рождается из связи со старым, она новый тип личности. Катерина любит своего мужа Тихона, несмотря на всю несхожесть с ним и его семьёй, но влюбляется в Бориса. Она изменяет мужу с Борисом, но не потому, что не любит Тихона, а потому что очень любит Бориса. Её измена идеальна. Она в поиске любви и хочет быть любима, как и любой другой человек, поэтому если Бог – сила любящая, то в этом поиске выражается воля божья. Для неё измена — не грех, но грехом является то, что они это скрывали, ложь и лицемерие. Жить во лжи для неё невыносимо, лучше умереть, хоть смерть и является самым страшным грехом, потому что после смерти ничего исправить нельзя. Кабановы боятся Бога, поэтому и грозу воспринимаю как гнев божий, в отличии от Катерины, для которой это знак, предупреждение Бога о том, что что-то она делает неверно. Она Бога не боится, но боится предстать перед ним со своими грехами «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! страшно вымолвить!». Катерине страшно, она понимает, что если останется здесь, то будет врать всю жизнь и возможно станет, как сумасшедшая барыня, что ходит по Калинову, поэтому она выбирает смерть, для неё это спасение, она прыгает в реку, летит, как птица и растворяется в ней. Река символизирует течение национальной жизни. Когда её находят, то она, словно живая. Она смогла остаться собой, совершила правильный поступок, которым начала разрушение «Тёмного царства».
Лариса Дмитриевна Огудалова — главная героиня пьесы островского бесприданница, действие которой происходит в городе Бряхимов, также на берегу волги. Река – символ русской жизни. В Брахимове осталось природного и того меньше, чем в Калинове, больше уделяется внимания человеческим постройкам и даже есть решётка, отделяющая героев произведения от природы.
Лариса Огудаева бедна, но невероятно красива, как и Катерина много поёт, но поёт цыганские песни, а также классические романсы, она близка к романтизму, в этих песнях отражается судьба героини, у неё нет приданного, а в ту эпоху, в которой происходит действие пьесы деньги решают всё, купцы сменились дельцами и свершают многомиллионные сделки, например Паратов продаёт своё судно Ласточка. Над Карандышевым все смеются, он не богач, но гордится тем, что Лариса выбрала именно его. Да, Огудалова нравится всем, но замуж её никто брать и не думает. Однажды ночью она уезжает с Паратовым к цыганам, позиция которого такова: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно». Лариса в переводе с греческого — чайка. Для Паратова она была такой же, как его судно ласточка. Кнуров предлагает Ларисе стать его любовницей и содержанкой, предварительно выиграв это право в орлянку у Вожеватова. Она бы поехала с ним в Париж и была бы достойным его украшением, прекрасной спутницей. Она Лариса соглашается, потому что «Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой», но обиженный Карандышев убивает её, а Лариса благодарит его, «Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в неё из пистолета). Лариса (хватаясь за грудь). Ах! Благодарю вас!». Она могла либо стать вещью, либо умереть, но умереть сама она не смогла. «Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге — выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет». Ей не хватило на это сил, в отличии от Катерины. Выстрел из пистолета принёс ей избавление, она так и не стала ничьей. Последними словами Ларисы были: «Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю», которые вознесли Ларису выше всех остальных героев духовно, ведь никто не был хорошим человеком, но она смогла простить их. Увы, после её смерти ничего не изменилось. Сюжет обеих пьес очень похож. В них девушка попадает в чужую для неё среду, «Тёмное царство», которые в обоих произведениях разное, но всё же присутствует и вскоре погибает, не имея возможности жить в ней, но их смерти различны: Катерина смогла изменить что-то в душах людей, а Лариса нет, но это не её вина, просто время уже другое, как и люди… Обновлено: Опубликовал(а): Некка Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|