|
Вы здесь: Критика24.ру › Итоговое сочинение (декабрьское)
«Искусство стремится непременно к добру…» (Н. В. Гоголь) . (По повести А. Платонова «Котлован») . Направление цели и средства. (Итоговое сочинение (декабрьское))Целью истинного произведения искусства является утверждение идеалов добра, красоты и правды. Пробуждать «чувства добрые» стремятся подлинные художники слова, о чём бы они ни писали. Повесть А. Платонова «Котлован» создавалась «по следам горячих событий». Она открывает перед нами одну из самых драматических страниц истории нашей страны – период индустриализации и коллективизации. В ней остро поставлена проблема приобщения к новой жизни. С этим сложным вопросом связана и трагическая для двадцатого века проблема личности в эпоху разрушения старого и строительства нового мира. Коммунисты ставят грандиозные задачи по созданию идеального общества. Ради светлого будущего оправдываются любые жертвы, жестокость и насилие. Человеческая жизнь обесценивается, а значит, предаются гуманистические идеалы. Повесть «Котлован» - антиутопия, своеобразное предупреждение тем, кто, руководствуясь теорией, забыл о живой душе человека. Автор предостерегает тех, кто, ставя высокие цели, использует низкие средства. Знакомясь с произведением А. Платонова, читатель, несмотря на отсутствие прямых авторских комментариев к изображаемым событиям, делает вывод о том, как писатель относится к идее «новой жизни». Он не приемлет жестоких методов в достижении целей, стремится восстановить разрушенный идеал добра. В начале повести появляется традиционный для русской литературы образ искателя счастья и правды. Мы узнаём, что рабочий небольшого механического завода Вощёв уволен, потому что «задумался над планом общей жизни». Герой тоскует из-за того, что не может понять, в чём заключается смысл жизни. В эпоху индустриализации, когда от рабочих лишь требовался рост производительности и увеличение темпов труда, вопросы об истине кажутся бесполезными и ненужными. «Сознательные» люди убеждены, что «счастье произойдёт от материализма», а не «от душевного смысла». Дорога приводит правдоискателя Вощёва к строителям общепролетарского дома, «куда войдёт весь местный класс пролетариата». Рабочие копают огромный котлован под «дом будущего», словно реализуя метафору «докопаться до истины». Они живут в ужасных условиях, работают до тех пор, пока есть силы. Землекопы «живут впрок», «заготовляя» свою жизнь для грядущего благоденствия. Эти люди создают «вещество существования», но совершенно не трудятся над своей душой, ни над чем не задумываются. Это только тела, составленные «из старых жил», служащие для тяжёлого физического труда. О старшем в артели землекопе Чиклине сообщается, что он «имел маленькую каменистую голову, густо обросшую волосами, потому что всю жизнь либо бил балдой, либо рыл лопатой, а думать не успевал…» Когда Вощёв впервые входит в дощатый барак, где спят рабочие, он сравнивает их с умершими. Тело истрачено на работу, а душа пуста, так как духовной пищи нет, есть лишь энтузиазм. Символом новой жизни становится для рабочих маленькая девочка Настя. Только к этому ребёнку сохранили они ещё тёплые человеческие чувства. Для них эта спасённая от смерти девочка олицетворяет собой светлое будущее, ради которого они тратят последние силы. Это ребёнок, ради которого стоит «жить впрок», ребёнок, который вдохновляет их на трудовые подвиги. Но и Настя – продукт своего времени. Она не по-детски рассудительна и жестока. Этот «маленький человек, предназначенный состоять всемирным элементом», приказывает Сафронову, самому активному «котлованщику»: «Убей их!», указывая на мужиков, потащивших связку гробов в деревню. «Сознательная» девочка убеждена: «Умирать должны одни буржуи, а бедные нет!» Но самые трагические страницы повести посвящены теме коллективизации. Рабочие Сафронов и Козлов направляются в деревню, чтобы ускорить организацию колхоза имени Генеральной Линии. Название колхоза имеет скрытый подтекст. Генеральная линия партии была направлена на индустриализацию А это значит, что создаваемые колхозы Должны тоже «жить впрок», жертвуя собой ради укрепления и развития промышленности. Не случайно мужики заготовили заранее себе гробы, а пляска только что организованного колхоза напоминает пляску смерти. В конце повести колхозники во главе с Вощёвым вливаются в ряды строителей общепролетарского дома. В результате переделки сельской жизни деревня умерла, её больше не существует. В эпизодах, связанных с темой коллективизации, наиболее ярким и символическим является образ медведя – молотобойца. В нём совершенно по-новому преломляются те черты характера, которые были свойственны рабочим – землекопам. Медведь – фанатик своей работы, он трудится не ради результата, а ради самого процесса труда. Именно поэтому то, что он приготовляет в деревенской кузнице, не годится для коллективного хозяйства. Символично, что именно медведь является ключевой фигурой в «ликвидации кулака как класса». Не только потому, что он был наёмным работником, не только потому, что у него «классовое чутьё» на кулака, но и потому, что он не человек, а зверь, для которого характерна звериная жестокость. Он накопил много обид в звериной своей душе, в нём развилось чувство мести к ненавистным хозяевам. Мишка Медведев неподкупен, и никакими блинами его не задобришь. Он просто «обернёт блином лапу и ударит через эту печёную прокладку кулака по уху». Драматизм происходящего заключается в том, что в процессе переделки жизни в героях Платонова утрачиваются доброта и человечность, они привыкают к насилию и жестокости, оправдывая их высокими целями. Своеобразную эволюцию от созерцателя, обладающего добротой и чувствительностью, к деятелю, участвующему в убийстве активиста, проходит Вощёв. Активиста убивают потому, что «из области…спустилась свежая директика», по которой организатора колхозной жизни обвиняют в искажении линии партии. Вощёв поддаётся массовому психозу и участвует в убийстве активиста. Впервые он узнаёт «желанье жить». Ему кажется, что активист с его сухой душой мешал ему чувствовать «вещество существования». Трагедия этого героя состоит в том, что под давлением жестокого времени его личность деформируется, как воск» и он утрачивает лучшие человеческие качества: пытливость ума, добросердечие, жалостливость. В конце повести гибнет девочка Настя, символ коммунистической идеи. Со смертью ребёнка утрачивается смысл работы на котловане, который стал могилой девочки. Платонов учит добру, потому что в этом произведении всем ходом повествования утверждается мысль о том, что в любых обстоятельствах люди не должны утрачивать доброту, человечность. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|