|
Цветопись и её функции в святочном рассказе Л. Улицкой «Капустное чудо» (Литература XXI века)Открывается сборник рассказом «Капустное чудо». По жанру — это святочный рассказ. Две девочки, старшая шестилетняя Дуся и младшая Ольга, оставшиеся сиротами во время войны, оказываются в городе у дальней родственницы. Старуха Ипатьева не особо рада этому, но постепенно привыкает к девочкам. Сестры отправлены за капустой к ларьку. Конец ноября, сумрачно и хмуро. Вот они у ларька. Ждут в конце беспросветно-темной очереди. Мотив ожидания — основной в рассказе. Девочки терпеливо ждут, когда привезут капусту. Ждут они и решения своей судьбы: примет их Ипатьева или нет? И вот раскрылось зеленое окошко, продавщица начала отпускать. Все берут из этого заветного окошка капусту, и те, кто стоял, и те, кто не стоял. Но никому нет дела до сироток, никто не пожалеет, и даже когда Дуська потеряла деньги, ни один в этой темной толпе не отозвался на горе девочек. И даже зелёный не смог перебороть этот беспросветно-темный, мрачный ноябрьский цвет. Зеленого в этом рассказе меньше, чем в других. Единственный рассказ в сборнике, события которого происходят поздней осенью. И зеленого слишком мало, чтобы стать спасением для девочек. Ему не подавить тёмно-красный от сырости цвет флагов, не убранных после праздника. Красные флаги, пропитанные влагой, — это цвет крови, напоминание о войне, которая сделала сиротами девочек, поэтому флаги не создают праздничного настроения, они лишь сигнализируют о горе девочек. Ещё один цвет на картинке с нарисованным зубастым японцем, которая заняла место червонца (опять-таки красный) в кармане — жёлтым. Здесь жёлтый — дьявольский цвет, цвет обмана, такой, как у Ван Гога и Достоевского. Здесь он близок желтому, который проявляется и в зрелом творчестве писательницы: в романе «Казус Кукоцкого» жёлтый цвет играет важную роль и в характеристике отдельных героев, и в композиции романа: он становится сигналом резкого перелома в судьбе героев». И когда сестры уже совершенно отчаялись, к ним на помощь приходит белый цвет. Снег постепенно нейтрализует беспросветно-тёмный цвет. Бело-голубой цвет капусты, усиленный голубым цветом глаз девочек, белый снег — символ божественного присутствия: голубой в христианстве — цвет Девы Марии, а белое обозначает родство с божественным светом. В жизнь сестер приходит счастье: Ипатьева осознает необходимость в девочках. Их судьба решена, они обретают потерянную семью. Итак, в рассказе реализуется цветовая метафора: беспросветно-тёмный (очередь) — равнодушие, неизвестность, страх; зеленый (окошко, ларек) — надежда; темно-красный от сырости (флаги) — кровь и страдания, война; желтый (картинка с японцем) — обман, дьявольское наваждение, резкий перелом в судьбе героев; белый и голубой (снег, капуста, глаза) — божий промысел, спасение. Таким образом цвет в этом рассказе не просто выполняет функцию наименования, он символизирует переходы в жизни героинь: от сырого тёмно-красного до бело-голубого через жёлтый. Также цвет позволяет реализовать жанровые особенности святочного рассказа. Обновлено: Опубликовал(а): Паладьева Алина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|